Корреспондент «Казанских ведомостей» выяснила, что поход на пляж в эти дни был занятием для экстремалов.
Испытание первое – транспортное
Суббота, 10 утра. Предполагая заранее, что нам предстоит пляжный ажиотаж, мы выезжаем на озеро Глубокое пораньше. В ожидании 36-го автобуса (по направлению к Лебяжьему) на остановке «Волгоградская» проводим полчаса. За это время пассажиров, нагруженных авоськами, напитками и детьми, скопилось предостаточно. Наконец-то автобус, который мы берем штурмом, а дальше... финская сауна отдыхает. В салоне как минимум больше полусотни человек; разгоряченные, потные, вынужденные от давки прилипнуть друг к другу в неимоверной духоте и жаре. Малышня капризничает, хнычет. Взрослые раздражены. Пытка завершается на остановке «Озеро Лебяжье».
Испытание второе – неблагоустроенность
Озеру Глубокому, помнится, прошлым летом дали статус центрального городского пляжа. Возможно, срок статуса длился лишь сезон? В этом году он никак не тянет на это звание. Во-первых, тесно. Его территория не вмещает всех желающих пожариться на солнышке.
Во-вторых, минимум торговых точек. Воду и провизию нужно брать с собой. Можно, конечно, купить в торговых палатках на остановке, но никто не даст гарантии качества этих продуктов. Готовые шашлыки горками лежат на мангалах под лучами солнца и облаком выхлопных газов, который оставляет после себя проезжающий по автостраде транспорт.
Памятуя о последних трагических случаях на воде, глаз не свожу со своих детей, резвящихся на отлогом берегу озера. Параллельно выглядываю спасателей. Прошло чуть более получаса – ни одного человека в оранжевом жилете или в иной униформе. Кроме лодок, ни одного спецприспособления на берегу нет.

Пока дочки греются на песке, отправляюсь на поиски спасателей. Двух мужчин, на которых указал продавец летнего кафе, нахожу за чисто мужским занятием – что-то подтягивали, подкручивали в своей машине.
- Да мы только что из воды, - оправдываются они. – Вон даже плавки еще мокрые. Наблюдение ведем отсюда: здесь высота, обзор хороший.
В ходе разговора выяснилось, что спасательная группа из двух человек выделена от поисково-спасательной службы МЧС РТ. В обязанности, по их словам, входит оказание помощи на воде и наблюдение за ситуацией на пляже. По признанию самих ребят, работа их малоэффективна.
- Что могут сделать два человека при таком огромном наплыве людей?! - возмущался Евгений. – Лодка, выделенная спасателям, сама может стать причиной несчастья. Пока доберешься до тонущего человека, по пути оглушишь веслом нескольких купающихся. Единственно эффективный способ спасения – это вовремя доплыть до тонущего, а затем оказать ему квалифицированную помощь (если понадобится). Два человека на такое озеро – это катастрофически мало. И никаких современных средств для спасения.
Комментарий специалиста
Самат Фазлеев, начальник общественного аварийно-спасательного формирования «Республиканская общественная организация «Общество спасания на водах Республики Татарстан»:
- Спасателем на воде может стать только прослушавший курс первоначальной подготовки в учебно-методическом центре МЧС на ул. Кулахметова, 5 (146 часов), успешно прошедший аттестацию и имеющий на руках книжку спасателя. Курс - это цикл лекций и практических занятий по трем направлениям: медицинское, психологическое и виды спасательных работ. К тому же перед аттестацией слушатель обязан пройти тест на физическую подготовку. На пляже должны быть приспособления для спасения: спасательные круги, канат «конец Александрова», багор. На береговой территории должна быть наблюдательная вышка. Один спасатель обязан нести дежурство в лодке на воде, другой - на берегу.
Ни в коем случае нельзя использовать при спасении гидроциклы, так как волна от них только осложнит ситуацию.