"ПочемуПочему же не приживается у нас широко разрекламированная и в сущности неплохая форма совместного управления имуществом дома и организации его эксплуатации? В чем причина недоверия подавляющей части населения к одной из ключевых составляющих затеянной в стране реформы?

Недавно я встречался с ветеранами городского жилищно-коммунального хозяйства, пригласившими меня на приватное обсуждение одного интересного документа, вышедшего в прошлом году из недр Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан под заголовком «Суть и порядок организации товариществ собственников жилья». В этой цветной прекрасно проиллюстрированной памятке собственнику подробно разъясняется, что такое ТСЖ, в чем его преимущества перед иными формами управления, а также описывается порядок создания ТСЖ в отдельно взятом доме. Надо признать, что памятка написана и составлена весьма толково, и кажется, прочтя ее, собственникам жилья только и остается, что немедленно созывать собрания, набирать две трети голосов «за», избирать председателя и правление, зарегистрировать организацию и начинать новую светлую жизнь в своем маленьком демократическом государстве, как образно названо ТСЖ в памятке.

Честно говоря, мы тоже хотели так поступить, пока не дошли до раздела «10 причин для создания ТСЖ». И вот тут возникло множество вопросов, после которых нам не только расхотелось самим создавать ТСЖ, но и стало страшно за тех, кто все же решится на этот шаг.

Итак, предлагаю нашим читателям познакомиться с некоторыми из десяти оснований, по которым, согласно министерской брошюре, следует создавать ТСЖ, а также комментариями скептиков, к числу которых относится и автор.

«ТСЖ предоставляет возможность собственникам решать вопросы управления своей недвижимостью: делать или не делать ремонт, какие материалы и технологии использовать, какую сумму на это потратить и т. д.».

Комментарий скептиков. Во-первых, следует помнить, что, принимая статус юридического лица, ТСЖ автоматически становится плательщиком за все и всех. Что касается вопросов управления недвижимостью, то их, конечно же, можно решать. Но только в одном случае: если в составе правления ТСЖ будут грамотные специалисты, знакомые с проблемами ЖКХ. Но поскольку таких в городе кот наплакал, то можно предположить, что большинство ТСЖ возглавят случайные люди. И можно представить, что могут надумать и придумать дилетанты.

«ТСЖ самостоятельно заключает договоры с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, и это дает возможность строго контролировать качество, объемы и сроки выполнения».

Комментарий скептиков. На наш взгляд, самостоятельность заключения договоров с этими поставщиками, а также ремонтными организациями отнюдь не гарантирует, что люди не будут переплачивать из-за отсутствия регламентирующего законодательства в этой сфере, а также приборов учета расхода тепла и воды. К тому же и установка этих приборов пока что далеко не всем по карману. Ведь в многоквартирных домах проживает немало пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных и просто опустившихся людей, которые не в состоянии нести бремя общих расходов. Можно не сомневаться, что они будут систематически задерживать и накапливать долги по своим платежам, а за них придется платить другим. А если и ТСЖ станет накапливать долги, то его в конце концов могут объявить банкротом, а дом выставить на торги, после чего жильцы попадут в еще худшую зависимость - от нового домовладельца.

«ТСЖ заинтересовано в минимизации затрат на жилищные услуги».

Комментарий скептиков. Эта минимизация в конечном итоге может привести только к разрушению дома (частей и конструкций зданий) и систем жизнеобеспечения (сетей водопровода, канализации и водоснабжения). Нормальное же обслуживания жилья требует постоянного вложения средств, причем немалых.

«Члены ТСЖ контролируют расход средств, делая механизм оплаты услуг ЖКХ прозрачным».

Комментарий скептиков. Для того чтобы контролировать расход, нужны основания и немалое знание предмета.

«Являясь наиболее эффективной формой управления, ТСЖ способствует повышению рыночной стоимости управляемого жилья».

Комментарий скептиков. Весьма сомнительный довод. Стоимость вторичного жилья во всем мире повышается не от кипучей деятельности отдельно взятого ТСЖ, а прежде всего от количества построенного нового доступного жилья.

«ТСЖ значительно расширяет перечень оказываемых жильцам услуг, делает их жизнь значительно удобнее и комфортнее».

Комментарий скептиков. Вопрос в том, на какие доходы и у кого улучшится жизнь? Разве что у обитателей тех немногих ТСЖ, созданных в престижных новеньких домах, где обитают преимущественно далеко не бедные люди. А в большинстве домов - плохо отапливаемых, с текущими крышами, плохой теплоизоляцией чердачных перекрытий и проржавевшими системами тепло- и водоснабжения - жизнь вряд ли станет комфортнее.

«ТСЖ сделает нас истинными собственниками, а мы своим примером воспитываем в детях бережное и рациональное отношение к месту, где они живут».

Комментарий скептиков. А разве сегодня владельцы приватизированных квартир не являются истинными собственниками занимаемых ими квартир? Или таковыми они станут лишь после того, как будут платить не только за себя, но и за все другие, в том числе и чужие, долги?

«ТСЖ позволяет укрепить отношения между соседями, перевести их на более конструктивный уровень».

Комментарий скептиков. При нынешнем низком морально-этическом и психологическом уровне менталитета сограждан, многие из которых, как говорят, за копейку удавятся, финансовые проблемы, которые неизбежны в любом ТСЖ, приведут скорее не к укреплению отношений, а к полному раздраю между собственниками.

«Никто, кроме нас самих, не сможет лучше позаботиться о нашей собственности».

Комментарий скептиков. Это в теории. А в жизни никто из собственников не вложит ни одной лишней копейки в сомнительные или ненужные, с его точки зрения, сборы.

...Это лишь малая толика сомнений, которые являются тормозом для принятия положительного решения по ТСЖ. А судя по мизерному числу подписавшихся под этим делом россиян, мы еще просто не доросли до такой формы управления жильем. И прежде всего по причине наших крайне низких зарплат и пенсий, а также недостаточно проработанной законодательной базы, которая бы полностью исключала любые коррупционные проявления в этой сфере.

Для того чтобы сдвинуть с места воз ТСЖ, на наш взгляд, крайне необходимо вернуть собственникам жилья все средства, которые были отчислены на капитальный ремонт домов, особенно тех, срок службы которых составляет 20 и более лет. Без этого ни одно ТСЖ в нынешних рыночных условиях не потянет не только капитальный, но и средний ремонт своих объектов недвижимости. Надо также установить четкие границы роста цен на энергоресурсы, а также стоимость всех услуг и работ. И наконец, самое главное - давно пора придумать и узаконить единую, четкую и прозрачную систему содержания многоквартирного жилья.

Судя по всему, государство всерьез вознамерилось стряхнуть с себя бремя многомиллиардных затрат на ЖКХ, переложив его на плечи собственников (для чего, собственно, и объявило в свое время приватизацию). Вот только при этом авторы реформирования сложнейшей отрасли забыли, что более половины жилого фонда страны составляют дома, срок эксплуатации которых подходит к концу, а их содержание становится разорительным даже для такой богатейшей страны, как Россия. Так откуда же у нью-реформаторов уверенность, что это дело потянут сами жильцы?

 

Владимир МУЗЫЧЕНКО