Итак, вещи уложены, жена и дети рассажены, можно трогаться. И все же не спешите. Еще раз осмотрите машину: хорошо ли распределена нагрузка на оси, безопасно ли расположились дети (напомним, до 12 лет на переднем сиденье можно возить детей только в специальных автокреслах с удерживающим устройством). Если часть поклажи размещена на крыше, то надежны ли крепления? Все в порядке? Тогда едем!

Разумеется, вы заранее рассчитали расстояние и распланировали маршрут. Ни в коем случае не передвигайтесь ночью: это самое опасное время, особенно после трех часов. Секундный клевок носом - и в лучшем случае машина уйдет в кювет. Про худший лучше не упоминать.

На узких дорогах вроде печально знаменитой челнинской трассы часто возникает проблема в виде ползущего на скорости 60 км/час грузовика, к тому же нещадно дымящего. Конечно, тащиться за ним и дышать его выхлопом неприятно, но если встречная полоса занята, лучше не рискуйте - обгон на таких дорогах смерти подобен (об этом красноречиво молчат памятники на обочинах). Лучше выберите место, где можно остановиться на несколько минут, пусть вонючка уйдет вперед. Обогнать его можно будет позже на участке, где дорога расширяется, или где обзор вперед не менее километра.

Если вы все же решились на обгон, то делайте все быстро и без сомнений. Даже если встречный автомобиль приблизится быстрее, чем вам казалось, благоразумный водитель даст вам возможность завершить обгон. Чтобы ускорить машину, можно перейти с пятой или четвертой на третью передачу и газ в пол - этот прием называют иногда kick down. Главное при этом - не перекрутить двигатель, впрочем, если на вашей машине есть тахометр, все просто - не доводите стрелку до красной зоны. Если тахометра нет, его можно купить на рынке. Установка займет не более получаса. Разумеется, на электронных тахометрах нет красной зоны, но из инструкции к вашей машине вы должны знать опасные для мотора обороты. И будьте джентльменом - перед обгоном включите поворотник и дважды мигните водителю обгоняемого авто дальним светом. Если он тоже джентльмен, обязательно примет вправо и чуть сбросит скорость. За границей в таких случаях в знак благодарности на пару миганий включают «аварийку». Если в ответ услышите сигнал, то это значит - «Пожалуйста, не стоит благодарности!»

По нашим дорогам, как известно, правила разрешают движение не быстрее 90 км/час. По магистралям - 110. Конечно, современные отечественные автомобили могут гнать и на все 180, но, во-первых, это лишний бензин, сгоревший в цилиндрах, во-вторых, повышенный износ мотора и трансмиссии, и наконец, просто опасно. С другой стороны, если весь поток движется со скоростью 120 км/час, не мешайте соседям сзади и (если полос больше одной) сбоку.

Одним из неприятных явлений будет ослепление от солнечного света. Темные очки, конечно, решают проблему, но при этом ограничивают обзор. Их лучше приберечь на случай, когда солнце находится низко над горизонтом. А лучшим решением будет частичная тонировка стекла сверху, но в пределах, разрешенных ГОСТом. Еще одна беда - внезапный ливень. На первых минутах дождя увлажненная пыль становится подобной маслу, по которой шины скользят. Не стоит преуменьшать и опасности аквапланирования, когда слой воды между шиной и асфальтом делает колеса неуправляемыми. И еще одна неприятность, не столь опасная, сколь неприятная: в открытые окна попадает вода, а при закрытых - потеют стекла. Поэтому иногда имеет смысл остановиться и переждать ливень, тем более, как правило, он бывает скоротечным.

Дядя ВАСЯ.