Доходы

Доходная часть бюджета на 2004 год прогнозируется в объеме 7 млрд. 809 млн. рублей. Из них собственные доходы составляют
4 млрд. 322 млн. 130 тыс. руб., помощь бюджета РФ - 2 млрд. 670 млн. руб., субвенции (форма финансовой помощи отраслям, находящимся в трудных финансовых условиях) из бюджета РТ - 816 млн. 799 тыс. руб.

Основная доля в бюджете приходится на налог на доходы с физических лиц - 57% (прогноз налога произведен с учетом увеличения фонда оплаты труда в 1,2 раза, связанного с ростом средней з/платы - в 2004 г. она составит 6320 руб.), налог на имущество - 10%, налог на прибыль организаций - по ставке 2% от налогооблагаемой прибыли, налог на игорный бизнес и др., а также неналоговые доходы.

Искусственно развернутая доходная часть в размере 672 млн. рублей будет направлена на содержание и ремонт объектов внешнего благоустройства (263 млн.), капитальный ремонт бюджетных учреждений и приобретение для них оборудования (150 млн.), содержание милиции, организацию летнего и зимнего отдыха и т.д.

Расходы

Расходы составили 8 млрд. 240 млн. 782 тыс. руб. Дефицит, таким образом, запланирован в размере 431 млн. 853 тыс. руб. - 10%. Источниками покрытия дефицита должны стать: дополнительные доходы, полученные при исполнении бюджета города, займы от кредитных организаций, бюджетные ссуды, доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, и т.п.

Рост расходов бюджета города на 2004 год составил 38% против 2003 г.

Приоритетными направлениями здесь остаются образование, где расходы определены в размере
2 млрд. 529 млн. руб. (это в 1,2 раза выше, чем в 2003 году), финансирование жилищно-коммунального хозяйства, куда будет направлен 1 млрд. 70 млн. 900 тыс. руб. На содержание учреждений здравоохранения выделено 675 миллионов. На мероприятия по физкультуре и спорту - 217 млн., на социальное обеспечение - 141 млн., на содержание органов государственной власти и управления - 224 млн. рублей.

Отдельно отметим средства, предусмотренные на реализацию программы «Сохранение и развитие исторического центра Казани», -
2 млрд. 200 млн. руб.

Комментарий

Прокомментировать принятый проект бюджета мы попросили начальника финансового управления администрации г. Казани Рифнура Сулейманова:

- Бюджет города на 2004 год формировался в очень сложных условиях. При этом мы столкнулись с проблемой соотношения доходов и расходов. Главной причиной этого стало уменьшение доходной базы: отмена налога с продаж, установление нового порядка определения облагаемого имущества юридических лиц, отмена сбора на содержание милиции и т.д. В целом от этих изменений потери городского бюджета составили около 500 млн. рублей.

Его параметры, определенные республикой, оказались недостаточными для удовлетворения жизненно важных расходов. В текущем году, например, средства, рассчитанные по нормативам в министерстве финансов и направленные в сферу ЖКХ, были исчерпаны уже к сентябрю. Нам пришлось за счет привлечения кредитов восполнять нехватку финансов.

В связи с этим - чтобы не допустить подобной проблемной ситуации - мы впервые применили на практике концепцию искусственного развертывания доходной части. Тем самым поставили себя в такие условия, что для выполнения плана, хочешь не хочешь, придется усиленно работать, добиваться поставленных задач.

Кроме того, по сравнению с 2003 годом доходная часть бюджета на 2004 г. снизилась на 1 млрд. 200 млн. руб. Это произошло вследствие снижения норматива отчислений главного источника доходов - налога на доходы физических лиц - с 86,8% до 56,6%. А ведь 1% этого налога в городе составляет 40 млн. рублей.

Следует отметить, - также заявил Рифнур Хайдарович, - что с каждым годом распределение собранных на территории РТ налогов изменяется не в пользу города. Так, например, два года назад в казну их поступало 29%. При том что в федеральный и республиканский направлялось 53% и 18% соответственно. А в следующем в городскую казну поступит всего 12%. В то время как в Россию уйдет 57%, а в республику - 31%. Ситуация такова, что контроль за доходами остается в руках центра, а ответственность за расходы ложится на плечи местных бюджетов.

Рассмотрим вариант и с налогом на прибыль с предприятий. Он составляет 24%. В городской бюджет поступает лишь 2%. 5% и 17% - соответственно в РФ и РТ. И это все при том, что Казань собирает львиную долю налогов, производит более 40% валового регионального продукта. Таким образом, мы оказываемся в положении изгоя. В связи с этим наш бюджет растет неимоверными усилиями специалистов. Выходит, что в первую очередь за счет казанского бюджета республиканские власти покрывают отчисления в федеральную казну.

В целом можно констатировать, что бюджетные средства города рассчитаны скорее на поддержание текущего положения дел во всех жизненных отраслях, будь то промышленность или сфера ЖКХ. Говорить о развитии последних пока не приходится.

Давно назрела необходимость разработки целевых программ. Возьмем, к примеру, оптимизацию бюджетных расходов. Допустим, где-то в районе республики построили школу, рассчитанную на 300 - 400 мест. Учеников гораздо меньше, чем готова принять школа. При этом за все оказанные услуги (свет, газ и проч.) приходится платить. А в городе функционируют двух- и даже трехсменные школы. Решить проблему оптимизации без целевой программы трудно, если не сказать невозможно. Поэтому оптимизация проводится неэффективно.

Таким образом, всем специалистам, принимавшим участие в разработке проекта бюджета города, в 2004 году предстоит проделать огромную работу. И хочется верить, что она станет успешной.

Зуфар ДАВЛЕТШИН.