Рабочее совещание совета провел его председатель - заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Абрек Хайруллин.
Места массовых захоронений (кладбища) - своя, особая часть нашего жилищно-коммунального хозяйства, и здесь идет такая же постоянная работа, есть своя статистика, цифры: в прошедшем 2004 году, например, перевыполнен план по захоронениям - увы, ушедших в мир иной оказалось больше, чем обычно...
Ну а мы, живые, готовимся к 60-летию Победы и празднованию тысячелетия Казани. Поэтому на заседании совета принято решение организовать работы по санитарной очистке мест упокоения и памятников, создать службы по благоустройству и уходу за ними, разработать план мероприятий улучшения качества ритуального обслуживания. Шла речь и о строительстве крематория.
В городе вот уже несколько лет идет инвентаризация кладбищ - на Арском она подходит к концу и начинается в Самосырово. Поэтому больше всего вопросов у нашего корреспондента оказалось к основному докладчику - генеральному директору МУП "Ритуал" г. Казани Равилю Каримову.
- Равиль Каюмович, расскажите подробней, что означает эта инвентаризация и как она происходит?
- Мы хотим навести порядок и призываем к этому жителей. Есть такие, кто приходит на могилы своих близких семь дней в неделю, а кто-то не посещает их вовсе. Мы разыскиваем родственников, обращаемся к ним с просьбой об уходе и содержании в должном порядке места упокоения. Если таковые не находятся - вывешиваем бирку-предупреждение и ждем еще год. После этого собирается комиссия и принимает решение о передаче дела в суд.
- В суд? А какое решение он может вынести?
- О перезахоронении. Обычная его глубина - метр шестьдесят-метр восемьдесят. После решения суда останки опускаются на глубину уже два с половиной метра. И если в течение 10 - 12 лет близкие так и не найдутся, на этом месте сверху будет новое захоронение. Но перед этой процедурой все будет тщательно фиксироваться - фотосъемка места, занесение всех данных об усопшем и месте его погребения в компьютерную базу данных кладбища.
- Вы сказали в докладе, что вопрос о строительстве крематория в Казани рассматривается. На каком этапе решение?
- Я считаю, что мегаполисам он необходим. В Западной Европе восемьдесят процентов умерших кремируются - там думают об экологии. К слову, лучшие крематории - немецкие... У нас не решен вопрос с финансированием, но он не самый главный. Пока что самое важное - отношение населения. По данным исследований, мнение населения таково: можете строить, но кремировать не будем.
- Коль мы заговорили об опыте Европы, не предполагается ли и у нас введение платы за место? Ведь как у них? Истекли твои оплаченные тридцать лет аренды места - пожалуйста, получи прах своего ближнего, раз не хочешь платить. Все довольно жестко.
- Нет, категоричное нет. Землеотводы под захоронения у нас принадлежат государству. Другое дело, например, в районе Самосырово Духовное управление мусульман РТ взяло в аренду для этих целей 40 гектаров земли сроком на 49 лет. Но если государство в этих случаях несет все расходы по содержанию, то здесь все налоги - на землю, на имущество - лягут на арендонанимателя, и в социальный пакет при похоронах в тысячу рублей здесь не уложиться, цена ориентировочно будет семь-восемь тысяч как минимум.
- Скажите, остается ли в силе гарантированный перечень ритуальных услуг - многие сомневаются в реальности их получения.
- Конечно, ведь все это гарантировано федеральным законом. Начнем с того, что если у умершего осталась супруга или супруг, мы сразу планируем отвод места для двух человек. Далее у человека есть выбор - он может получить социальное пособие на погребение близкого в размере одной тысячи рублей и сам нести дальнейшие траты. Или же поручить нам осуществить погребение. В этом случае выполняются следующие услуги: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба, обитого простой тканью, и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище; погребение.
Беседовал Владимир ДЫННИК.