Многочисленные туристы, приезжающие полюбоваться национальным колоритом татарстанской столицы, да и многие жители города даже не догадываются, что Булак в самом центре города много лет назад хотели засыпать под городскую магистраль. И не увидели бы они теперь там ни мостов, ни разноцветных фонтанов… Отстоять Булак смог тогда главный архитектор Казани Мунир Агишев. Не дал он и хода строительству хрущевок в центре города.
И творческая личность, и управленец
Мунир Хасьянович проработал на этой ответственной должности 19 лет - с 1971 по 1990 год, и все это время он был ярым защитником исторического центра. В 1970-х годах Казань переживает бурное развитие, получает статус города-миллионника. Одновременно с этим остро встает вопрос реконструкции исторического центра. Для решения задач такого масштаба требовалась новая команда профессионалов. Именно при Агишеве были сформированы ГлавАПУ, проектный институт «Казгражданпроект». Будучи председателем государственной экзаменационной комиссии архитектурного факультета КИСИ, он формировал новый кадровый резерв из бывших выпускников архитектурного факультета. Многие из его учеников стали ведущими архитекторами Казани, руководителями разных направлений как в области архитектуры и градостроительства, так и в области сохранения и развития исторического центра Казани. Яркий, волевой, обладающий особой профессиональной харизмой - таким Мунир Хасьянович навсегда остался в памяти не одного поколения архитекторов.
«Он прежде всего был жизнерадостным, веселым, остроумным. У мужа была очень ответственная работа, - делится воспоминаниями его супруга - профессор архитектуры КГАСУ Инга Назимовна. - Он всегда рьяно отстаивал свою позицию. Помню, его много раз вызывали по этому поводу на ковер в обком и горком. А уж как он возился с молодыми специалистами… Будучи главным архитектором Казани, преподавал в институте, был доцентом. Из своего первого выпуска студентов многих из них определил в архитекторы районов. Они до сих пор вспоминают его с большой благодарностью, словно родного отца. Как известно, архитектор - профессия творческая, а на управленческих должностях нужно было уметь и правильно составлять документы, и писать заключения, и вовремя их подписывать. Иначе дело труба! Эта бумажная волокита многим молодым была не по душе, но Мунир Хасьянович, как бы трудно ему это ни было, настойчиво учил их и этому «ремеслу».
Познакомившись еще в политехническом институте в Баку, молодые люди и не предполагали, что судьба вновь сведет их в Казани. Девушка только что поступила на первый курс, а Мунир (все его звали тогда Мишей) уже учился на 6-м курсе. И однажды Инге разрешили заточить его карандаш - об этом первокурсникам можно было только мечтать… После института Миша уехал в Казань по распределению, Инга продолжала учебу в институте. «Наш доцент, преподававший на кафедре, держал связь с Мишей, переписывался с ним. И бывший студент как-то посетовал, что в Казани очень не хватает специалистов по архитектуре. И этот преподаватель тогда мне сказал: «Инга, вы же татарка, поезжайте туда! Здесь, в Азербайджане, вам все равно не дадут развернуться». И по окончании института я поехала к Мише. Мы встретились, но он меня, конечно, не узнал», - улыбается профессор архитектуры.
«Это гаражи твоего мужа...»
Инга Назимовна признается: даже выйдя замуж, она еще долго скучала по Баку, продолжительное время не распаковывала чемоданы. Думала: «Как можно жить в таком городе?» Баку - развитый город нефтяников, уже в то время, в середине прошлого века, имел прекрасную архитектуру: искусно построенные офисы, гостиницы, банки… Изюминку городу придавал и исторический, природный ландшафт, а также красивые морские бухты. Только с рождением первого сына Инга поняла: теперь она не сможет уехать из Казани. Как говорится, прижилась…
К тому же ее приняли на должность ассистента на кафедре в КИСИ, где она непрерывно работает с 1962 года по сей день. Аспиранты, бакалавры, магистры... кажется, этот круговорот студентов бесконечен. Инга Назимовна вот уже много лет профессор архитектуры. Но, как ее выбирали в большой ученый совет в институте на эту должность, не забудет никогда:
«Помню, тогда было порядочно голосов против меня. Я удивилась и спросила у заведующего кафедрой: «Почему люди голосовали против меня? Что, они знают, как я преподаю своим студентам? Как они могут судить?» Он ответил: «Это гаражи твоего мужа...»
И действительно, у Мунира Хасьяновича в должности главного архитектора Казани была в руках планировочная застройка всего города. А тогда многим были нужны гаражи. Но муж не давал развернуться строительству гаражей. Притуленные к зданиям железные постройки - это же как бородавки на «теле» города. Естественно, тогда было много обиженных...»
Была у супружеской пары и работа над совместными проектами. Профессор архитектуры до сих пор гордится своей причастностью к проектированию учебного концертного зала консерватории - сейчас это Большой концертный зал. В то время Инга Назимовна работала над диссертацией по проектированию концертных залов, участвовала в проекте с интересом. А время было тогда непростое - при строительстве разрешалось применение только промышленных изделий, балок, колонн определенной высоты. Поэтому, когда через несколько лет после сдачи концертного зала дирижер, композитор и пианист Мстислав Ростропович приехал на концерт, архитектору Агишевой в первую очередь было интересно, как он оценит акустику. Словно бальзам на душу легли его слова, что акустика в зале великолепная. Это ли не лучшая награда для архитекторов?
Архитектурная династия продолжается
Так случилось, что один из сыновей Мунира Агишева Тимур тоже стал известным архитектором. Ему довелось поработать в одном институте с отцом. За свою профессиональную карьеру Тимур Мунирович стал автором самых разных проектов: ему приходилось и проектировать мечети, и реконструировать исторические объекты и здания в центре города. Сноха Ольга Авксентьева, архитектор, работавшая начальником отдела охраны памятников в управлении архитектуры и градостроительства исполкома Казани, отзывается о профессиональной деятельности Мунира Хасьяновича так: «Неудачную архитектуру со временем можно исправить, градостроительные ошибки достаются городу дорого. Анализируя итог работы Мунира Хасьяновича в должности главного архитектора, можно с полной уверенностью сказать, что ни одной градостроительной ошибки им допущено не было. Казань и сегодня продолжает развиваться по тем основным направлениям, которые определялись главными документами ее градостроительного развития, согласованными Агишевым. А благодаря выбору места, сделанному Муниром Хасьяновичем для реализации проектов НКЦ «Казань» и театра им. Г.Камала, ставших победителями всесоюзных архитектурных конкурсов, архитектурное своеобразие их зазвучало с новой силой, став визитной карточкой Казани. Главный архитектор - это не только талантливый управленец, но еще и творческая личность. Мунир Хасьянович Агишев был и таким. Он является автором ряда знаковых для Казани того времени зданий, таких как гостиница «Татарстан» и павильон с кассами пригородного вокзала и ряда других».
Младший сын Рауф стал математиком, а женился на архитекторе. Обе дочери Тимура Агишева тоже пошли по стопам отца и деда, выбрав профессию архитектора. Младшая дочь Сима, будучи студенткой, стала победителем архитектурного конкурса среди студентов КГАСУ, сейчас активно практикует. Старшая дочь София - также победитель многочисленных архитектурных конкурсов и грантов, в настоящее время, как и бабушка, преподает в институте; являясь старшим преподавателем, одновременно работает над диссертацией. Память об одном из самых ярких главных архитекторов Казани и его заслугах жива не только у родственников и тех, кому посчастливилось с ним работать: с недавних пор одна из улиц на востоке Казани носит имя Мунира Агишева. В планах архитектурной династии Агишевых - посадить там дерево…
Справка «КВ»
Мунир Агишев родился в 1932 году. После окончания архитектурного отделения строительного факультета Азербайджанского политехнического института (г. Баку) в 1957 году приехал в Казань по распределению. Работал в ведущих проектных институтах города в должности главного архитектора, преподавал на кафедре архитектурного проектирования Казанского инженерно-строительного института (КИСИ), являлся членом правления Союза архитекторов РСФСР и председателем Союза архитекторов ТАССР. Волею судьбы стал последним главным архитектором уходящей советской эпохи. Умер в 1994 году.