В Арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык» 20 и 21 мая прошли премьерные показы музыкальной комедии «Аршин мал алан» по одноименной оперетте Узеира Гаджибекова. Актеры театра посвятили свою работу ушедшему Учителю, да и сама постановка – это адаптированная под сцену казанского театра режиссерская работа заслуженного деятеля искусств РФ, заведующего кафедрой режиссуры Театрального института имени Щукина, режиссера-постановщика Михаила Борисова.
Протест молодых и мировое признание
Композитор Узеир Гаджибеков написал свою самую знаменитую, но, увы, последнюю оперетту во время учебы в Петербурге. Сам создал сценарий, а стили позаимствовал у поэта Физули. Сюжет был взят из жизни – женщины Азербайджана не могли появляться на улицы без прикрытого чадрой лица. Выходили замуж они по воле родителей, видя будущего супруга только на свадьбе. Да и будущую жену жених тоже встречал впервые только на торжестве.
В начале прошлого века семейно-бытовой уклад жизни стал подвергаться критике, особенно со стороны молодых, что не могло не отразится и на произведениях искусства. Главные действующие лица – купец Аскер и дочь бека Гюльчохра тоже восстают против правил. Жених переодевается в торговца тканями, и с выкриками «Аршин мал алан» («Продающий товар аршинами») отправляется по дворам и домам, где женщины в своей страсти к нарядам и в стенах родного дома открывают лица. Так и влюбляются главные герои.
Теперь им предстоит побороться за свое счастье. Параллельно с их судьбой налаживается и личная жизнь остальных действующих лиц. В финале – все счастливы. Премьера «Аршин мал алана» состоялась 25 октября 1913 года в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева в Баку. С тех пор «Аршин мал алан» был переведен с азербайджанского на 80 языков мира, поставлен в 187 театрах 76 стран и четырежды экранизирован.
В память об Учителе
Мысль восстановить знаменитый спектакль возникла у артистов-выпускников ныне покойного Михаила Борисова. Трое из них не просто учились у него, но и уже участвовали в постановке, а теперь служат в театре «Созвездие-Йолдызлык» – Искандер Нуризянов (Султан-бек), Айдар Сулейманов (Аскер) и Камила Алескерова (Гюльчохра).
«Это была одна из любимых пьес Михаила Борисовича, он сделал несколько редакций постановки. Первая – в 1997 году, потом в 2011. Скажу, что наша Камила Алексерова, исполнительница главной роли, должна была играть в дипломном спектакле Азербайджанской студии, которую совсем недавно выпускал Михаил Борисов. Ребята проявили инициативу, которая, замечу, в нашем театре ненаказуема, и мы решили поддержать идею.
В результате спектакль восстановили на 80 процентов: у нас осталось и видео постановки, и я смотрел «Аршин мал алан» «вживую», но это была учебная работа. Вообще, сам формат учебного театра другой, да и площадка несколько иная была. Так что нам пришлось вмонтировать спектакль в условия новой сцены, взрослого театра. Плюс – добавили свои задумки, они и составили оставшиеся 20 процентов», – рассказал «Казанским ведомостям» режиссер Александр Туманов.
Новые шутки о главном
Среди новшеств – например, визуальное оформление. Из прежних, авторских декораций на сцене остался только топчан, как центр композиции и действия. Он служит то ложем главного героя, который во сне видит прекрасных пери - они и наталкивают на мысль о необходимости жениться, то альковом девичьей комнаты, где за надоевшим шитьем грустит героиня, то подиумом, на котором в финале станцуют на радостях все действующие лица, обретшие свою половинку.
Часть костюмов также «перетекла» в новую работу, но появились восточные ковры, развешенные даже на ярусах зрительского зала, тумбы по краям сцены, с которых вещают персонажи, фоновые занавеси. Но главное – появились искрометные шутки на злобу дня, которые делают пьесу 1913 года актуальной и современной: пандемия, цена на сахар... Да и сама тема поисков любви никогда не потеряет свою значимость.
По словам режиссера Александра Туманова, в тандеме с художественным руководителем Арт-резиденции Дмитрием Платоновым они постарались сохранить основную тему и мысль, заложенные в постановке Михаилом Борисовым:
«Главное – мы сохранили концепцию Михаила Борисовича, его тему, подачу, остались в том жанре и стиле, которые он пытался воплотить. Думаю, нам это удалось. Более того, большая часть состава актеров – новые участники постановки, но и им удалось проникнуться материалом. Конечно, то, что уже сыграно, нельзя повторить. Зато некоторые шутки рождались прямо во время репетиций.
И мы решили – почему бы не оставить их, если они работают, при этом не нарушают атмосферу действия. У нас получилось настоящее сотворчество, о чем писал Константин Станиславский, то есть театр – это творческая триада автора, режиссера и актера. Сейчас в современном театре актеры больше выступают исполнителями, не хватает творческого взаимодействия. Наши же актеры прониклись настолько, что начали привносить свое. В этом и есть наша самая большая удача», – поделился Александр Туманов.
Где залечивает раны театр
Интересной режиссерской находкой стала объемность постановки. Она достигается засчет выходов артистов на сцену из зрительского зала, причем, по дороге на сцену они как бы невзначай, завязывают диалоги с публикой, не давая расслабиться или ославить внимание.
Кроме того, они обращаются и к музыкальному руководителю постановки Ольги Колебановой, которая расположилась за синтезатором на балконе первого яруса, втягивая в действие и ее. То есть создается впечатление, что все действительно происходит здесь и сейчас, а не в далеком Баку или маленьком городке Шуше, где родился автор оперетты, начала ХХ века.
«Профессионализм, великие традиции вахтанговской школы, то, что сегодня несут в себе его выпускники, а ныне – наши артисты – заслуга Михаила Борисова. Большая гордость, что эти ребята вернулись после обучения к себе на родину и служат на процветание своей республики.
Еще сам Михаил Борисов всегда им говорил: “Возвращайтесь туда, где вас будут всегда ценить и любить”. Они чувствуют эту поддержку, эту любовь, потому мы видим в них огромную самоотдачу, инициативность и заинтересованность в том, что транслируется с профессиональных сцен родной республики», – отметил генеральный продюсер фестивального движения «Созвездие-Йолдызлык», руководитель арт-резиденции Дмитрий Туманов.
Мэтр высказал мысль, что сегодня в столицах истинного театра уже не осталось. «Как больная израненная кошка, которая стремиться укрыться в дальнем углу и там залечить свои раны, театр покидает Москву и Санкт-Петербург, чтобы отогреться и возродиться на периферии. Потом, конечно, он вновь вернется в столицу, но пока истинной вахтанговской школой можно насладиться именно у нас. Во всяком случае, мы к этом стремимся. Я искренне и горячо благодарен руководству республики и лично Рустаму Нургалеевичу Минниханову за наше здание арт-резиденции и всяческую поддержку фестивального движения, из которого выходят такие звезды, как наши артисты», – отметил Дмитрий Туманов.
Следующий премьерный показ спектакля «Аршин мал алан» пройдет в Арт-резиденции 10 июня.