У многих горожан, естественно, возникает вопрос: а что это за технология - ямочный ремонт? Почему его каждый раз нужно производить ранней весной и поздней осенью? И занимаются ли подобным за границей? Попробуем разобраться.
Дорога в Казани
Итак, асфальтобетонное покрытие - это «лицо» автомобильной дороги. И все, что происходит в нижних слоях дорожной «одежды», отражается на ее поверхности. Главный же враг наших автомобильных дорог - вода. При проникновении ее внутрь дорожного «слоеного пирога» и при последующем замерзании происходит разрушение структуры используемых материалов. К основным видам разрушений асфальтобетонных покрытий относятся трещины, выбоины, ямы, сколы. Причины их образования - воздействие погодно-климатических факторов, транспортных нагрузок, изменения со временем свойств материалов.
Принято считать, что технология ямочного ремонта применяется только в России. Это не так. Ямы на дорогах - явление международное. Ямочный ремонт выполняется везде. В Германии, Америке - самым передовым странам мира без этого тоже не обойтись.
Дорога в Европе
Для того чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть телеканал «Евроспорт-1», ежедневно транслирующий соревнования велосипедистов, которые проводятся на автодорогах различных стран мира. На экранах можно наблюдать состояние многих автомобильных дорог, проложенных в различных климатических условиях. К примеру, на велогонке, проходящей во Франции, участки с выполненным ямочным ремонтом и обработанные мастикой поперечные и продольные трещины отчетливо видны на экранах. Геометрия участков ямочных ремонтов и трещин та же, что в Татарстане и Казани. Правда, сразу возникает вопрос: с каким качеством выполнен ремонт и как долго дороги продержатся при эксплуатации?
Ямочный ремонт - самый быстрый, дешевый и простой способ круглогодичного восстановления мелких неглубоких повреждений, которые подлежат устранению в довольно короткие сроки, в зарубежных странах и России он выполняется по одной и той же технологии. Его регламент включает в себя удаление разрушенного покрытия и обрезку кромки, подготовленную квадратную или прямоугольную площадь очищают от грязи, пыли.
Подготовка
Обязательные требования к предстоящему ямочному ремонту - просушка, нагрев и обработка битумной эмульсией основания и кромки. Заключительной операцией в зависимости от температуры воздуха является заполнение подготовленной карты литым асфальтобетоном или асфальтобетонной смесью. Готовый участок огораживается. Движение транспорта по покрытию из литой смеси можно открыть через 8 - 10 часов, а по асфальтобетону - через час.
Главное
Но! За рубежом ямочный ремонт выполняется в соответствии с установленным регламентом. При его нарушении согласно гарантии исполнитель обязан выполнить работы за свой счет (!). К сожалению, в России гарантийного срока на ямочный ремонт не существует. Наши дорожные чиновники считают, что ямочный ремонт - временная мера ликвидации дефектов на дороге. Поэтому исполнителю ставится задача устранить развитие разрушений дорожного покрытия и обеспечить безопасный проезд транспорта до проведения текущих или капремонтов. Как показывает практика, из-за нехватки финансирования эти работы могут быть выполнены через несколько лет. А если ямочный ремонт выполнен некачественно, то при эксплуатации на этих местах появляются те же разрушения.
Судя же по финансированию, ямочный ремонт - работа неприбыльная, требующая специфического оборудования и материалов. Не многие подрядные организации берутся за ее выполнение. Работы часто производят при неблагоприятных погодных условиях ночью, а значит, без должного контроля со стороны заказчика.
Опять яма!
Основная причина появления повторных дефектов на отремонтированных участках - использование для осушения и прогрева ремонтных площадей пропановой горелки, которая используется при кровельных работах. В итоге открытым факельным пламенем при температуре 900 °C на стенках и основании ремонтного покрытия выжигается битум. А затем даже обмазка битумной эмульсией не обеспечивает «прилипания» свежеуложенного асфальта к старому покрытию. В результате в местах соприкосновения асфальтобетонов происходит расслоение, куда проникает вода. А при перепадах температуры и одновременном воздействии транспортных нагрузок разрушения этого участка возобновляются.
Что делать?
Для предотвращения выжигания битума нужно использовать оборудование, которое исключает воздействие открытого пламени. Это могут быть инфракрасные пропановые излучатели различных модификаций, расходующие большое количество газа. Самое эффективное оборудование для дорожных работ - многофункциональная термогазодинамическая установка, созданная специалистами бывшего военного артиллерийского университета, который находился в Казани. Одновременно сильной горячей струей воздуха температурой от 200 - 600 °C она может очистить, осушить и нагреть ремонтируемый участок. А ранней весной еще прогреть и прочистить ливневки, не допуская образования на улицах больших луж.
Увы
Три года назад на венчурной ярмарке установку показали Президенту Татарстана Рустаму Минниханову, который дал поручение Минтрансу РТ использовать это оборудование в дорожной отрасли. Увы, поручение так и осталось поручением. Оборудование пылится на складе, а ремонтники по-прежнему долбят ямы по старинке.