Сфера эстетического образования детей Казани - на грани выживания. Центр экономических и стратегических исследований (ЦЭСИ) предложил мэрии города до 2014 года ограничить для 13 тысяч 600 детей посещение музыкальных, художественных школ и школ искусств столицы РТ и сократить 800 педагогов. Администрация мэрии с этим не согласна.
Сегодня 23 тысячи городских ребятишек, около 30% всех школьников, бегут после школы в различные кружки по интересам, студии и школы эстетического воспитания. Что с ними станет? Где будут работать 800 сокращенных педагогов? Мыслями о том, в каких условиях оказались в настоящий момент наши педагоги дополнительного образования, с «КВ» делится преподаватель высшей категории детской школы искусств Вахитовского района Казани Мария МАЙОРОВА.
План на пятилетку Высокие слова о предназначении искусства, его роли в нравственном воспитании подрастающего поколения и необходимости внимательного отношения к детям и педагогам, к сожалению, противоречат реальной ситуации, которая сложилась сейчас, например, в системе музыкального образования Казани.
В настоящее время жизнь преподавателя детской школы искусств (ДШИ) делится на периоды от аттестации до аттестации. Пять лет между ними - срок, за который педагог должен заработать и накопить «доказательства» своей профпригодности, чтобы подтвердить соответствие (или несоответствие) различным квалификационным категориям. С этим можно согласиться, ведь хорошая, честная, профессиональная работа всегда приносит свои плоды. Но что происходит на деле? Ужесточились аттестационные требования к высшей категории. Это и понятно: профессионалов такого уровня должны отличать особые заслуги.
Однако и к первой категории аттестационные требования стали непомерно высокими. Поэтому новация вызывает вопросы у большинства педагогов. Людям с высшим образованием, которые посвящают десятки лет своей жизни работе с детьми, школе, служению любимому делу, могут отказать в достойной высокой оценке их нелегкого труда только потому, что в аттестационный период в их личной папке окажется недостаточное количество вещественных доказательств профдостижений в виде грамот. Причем в зачет принимаются грамоты только самого высокого уровня - регионального, всероссийского, международного. Справедливо ли это, если речь идет об аттестации не на высшую, а на первую категорию?
На нас делают бизнес Мы сталкиваемся с абсурдной ситуацией. Оказывается, для подтверждения квалификационной категории не только участие, но даже победа в городском конкурсе не имеет никакого значения. А о районном уровне и говорить не приходится. Почему же статус городского конкурса сошел на нет? Почему в таком городе, как Казань - столица республики, этот критерий так обесценился и уже не рассматривается при аттестации?
Наш город - крупный культурный и музыкальный центр. Мы гордимся одной из лучших в России консерваторий. Неужели у нас нет достойных, уважаемых музыкантов, которых можно пригласить в состав объективного независимого жюри? Именно их авторитетное мнение о работе педагога могло бы стать самым весомым аргументом при оценке его профессионального уровня. Педагоги вынуждены в буквальном смысле бросаться в водоворот всевозможных, часто сомнительных коммерческих конкурсов, чтобы как-то заявить о себе. У нас теперь всюду рыночные отношения! Диву даешься, сколько сейчас предложений поучаствовать в фестивалях и конкурсах!
Плати - и грамота участника всероссийского или международного уровня твоя. Расторопные менеджеры от образования и культуры усиленно раскручивают свой прибыльный конкурсный бизнес. А нам и задуматься об этом некогда, и деваться некуда. В итоге участвуем, выкладываем немалые деньги из своей небольшой зарплаты в виде вступительных взносов, транспортных и прочих расходов. Чувствуем и знаем, что все неправильно, не так, как должно быть. Но делаем, потому что других вариантов нет.
Всеобщая компьютеризация Недавно к аттестационным требованиям прибавилось обязательное прохождение компьютерных курсов. Согласна, нужно идти в ногу со временем, компьютер открывает новые большие возможности. Но должна ли справка пользователя ПК быть в числе главных критериев при определении дальнейшей судьбы педагога? Большинство опытных и достойных преподавателей - люди немолодые. Работа с компьютером представляет для них серьезные трудности. Тогда почему, например, преподаватель должен уметь общаться с компьютером, а компьютерщик может и не уметь, скажем, играть на фортепиано?
Все это спорно, но лично мне не хочется подчиняться всеобщей компьютеризации и идти по пути, где настоящий инструмент вытесняется цифровым. Где связь по скайпу заменяет живое общение ученика с педагогом. В результате люди перестают ходить на концерты, читать книги, писать письма и разговаривать друг с другом, глядя в глаза. Преподаватели школ искусств предпочли бы потратить личные деньги и свободное время не на компьютерные курсы, а на более полезное для них дело. Например, на посещение организованных мастер-классов по своему предмету.
ЕГЭ для педагогов Другим стрессом на аттестации является компьютерное тестирование, похожее на ЕГЭ у школьников. Но заученные ответы на многочисленные вопросы забываются так же быстро, как и выучиваются. Мы видим, что зачастую задания сформулированы некорректно, подразумевают неоднозначный ответ. А иногда вообще не связаны с практикой работы педагога ДМШ. Нужно ли это кому-нибудь? Тем более что узнать о допущенной ошибке, чтобы восполнить свой пробел в знаниях, невозможно: информация по тестам не раскрывается.
Мое мнение, аттестация должна приносить пользу прежде всего самому аттестуемому. Ощутимо повышать нужно не только зарплату, но и самоуважение, социальный и профессиональный статус педагога, поощряя таким образом за достойную работу. Стимулировать и помогать в дальнейшем развитии. Но аттестация сегодня - это полоса труднопреодолимых, зачастую никому не нужных препятствий на пути в неизвестность.
Шестьдесят баллов за педагогику Кроме аттестации, которая воспринимается педагогами как дамоклов меч, стимулировать к хорошей работе должны баллы, введенные в рамках последнего достижения новаторской мысли под названием «Новая система оплаты труда». Казалось бы, все логично: выше балл - больше зарплата. Однако максимальные 60 баллов сегодня практически недосягаемы. Сделать все и поучаствовать везде невозможно! Тем не менее нам приходится буквально лезть из кожи вон, чтобы заработать лишний балл. Ведь это единственная возможность получить унизительно мизерную прибавку к зарплате.
Складывается абсурдная ситуация: чем большее количество педагогов отличилось, чем больше баллов они заработали, тем... ниже средняя стоимость каждого балла, а значит, и меньше сумма прибавки к зарплате каждого. Выходит, чтобы реально поощрить достойных, нужно, чтобы таких было не так много. Ведь только тогда сумму надбавки действительно можно будет назвать «стимулирующей». Пока суд да дело, педколлективы осваивают новую для себя сферу «экономической педагогики».
Цена реформ Ставка педагога с высшим образованием сегодня составляет 6917 рублей. Плюс дополнительно выплата молодому специалисту 20% - это 922 рубля. Зарплата состоит из трех компонентов: выплата, нагрузка (часы), выплата (баллы) за качество. Максимальная выплата за качество у молодых педагогов - 513 рублей.
Рядовой преподаватель получает зарплату по четырем позициям: ставка преподавателя с высшим образованием - 6917 рублей, выплата за стаж, выплата за квалификацию и выплата за качество (баллы). У молодого преподавателя нет стажа и нет квалификации, поэтому единственный выход - иметь большую нагрузку. За что же бьемся?
ГЛАВНОЕ За всей этой пеной, мишурой, суетой и заботой о хлебе насущном мы забываем о самом главном. О назначении профессии Учителя и его святой и главной обязанности - учить и воспитывать детей.
Кстати. В системе дополнительного образования Казани сейчас 53 учреждения. Дотация на их содержание из бюджета республики - около 540 млн рублей. Благодаря ей стоимость учебы ребенка в городских школах искусств составляет 130 - 150 рублей в месяц. Ежегодно управление культуры проводит для детей более 1500 концертов и выставок.
Сегодня 23 тысячи городских ребятишек, около 30% всех школьников, бегут после школы в различные кружки по интересам, студии и школы эстетического воспитания. Что с ними станет? Где будут работать 800 сокращенных педагогов? Мыслями о том, в каких условиях оказались в настоящий момент наши педагоги дополнительного образования, с «КВ» делится преподаватель высшей категории детской школы искусств Вахитовского района Казани Мария МАЙОРОВА.
План на пятилетку Высокие слова о предназначении искусства, его роли в нравственном воспитании подрастающего поколения и необходимости внимательного отношения к детям и педагогам, к сожалению, противоречат реальной ситуации, которая сложилась сейчас, например, в системе музыкального образования Казани.
В настоящее время жизнь преподавателя детской школы искусств (ДШИ) делится на периоды от аттестации до аттестации. Пять лет между ними - срок, за который педагог должен заработать и накопить «доказательства» своей профпригодности, чтобы подтвердить соответствие (или несоответствие) различным квалификационным категориям. С этим можно согласиться, ведь хорошая, честная, профессиональная работа всегда приносит свои плоды. Но что происходит на деле? Ужесточились аттестационные требования к высшей категории. Это и понятно: профессионалов такого уровня должны отличать особые заслуги.
Однако и к первой категории аттестационные требования стали непомерно высокими. Поэтому новация вызывает вопросы у большинства педагогов. Людям с высшим образованием, которые посвящают десятки лет своей жизни работе с детьми, школе, служению любимому делу, могут отказать в достойной высокой оценке их нелегкого труда только потому, что в аттестационный период в их личной папке окажется недостаточное количество вещественных доказательств профдостижений в виде грамот. Причем в зачет принимаются грамоты только самого высокого уровня - регионального, всероссийского, международного. Справедливо ли это, если речь идет об аттестации не на высшую, а на первую категорию?
На нас делают бизнес Мы сталкиваемся с абсурдной ситуацией. Оказывается, для подтверждения квалификационной категории не только участие, но даже победа в городском конкурсе не имеет никакого значения. А о районном уровне и говорить не приходится. Почему же статус городского конкурса сошел на нет? Почему в таком городе, как Казань - столица республики, этот критерий так обесценился и уже не рассматривается при аттестации?
Наш город - крупный культурный и музыкальный центр. Мы гордимся одной из лучших в России консерваторий. Неужели у нас нет достойных, уважаемых музыкантов, которых можно пригласить в состав объективного независимого жюри? Именно их авторитетное мнение о работе педагога могло бы стать самым весомым аргументом при оценке его профессионального уровня. Педагоги вынуждены в буквальном смысле бросаться в водоворот всевозможных, часто сомнительных коммерческих конкурсов, чтобы как-то заявить о себе. У нас теперь всюду рыночные отношения! Диву даешься, сколько сейчас предложений поучаствовать в фестивалях и конкурсах!
Плати - и грамота участника всероссийского или международного уровня твоя. Расторопные менеджеры от образования и культуры усиленно раскручивают свой прибыльный конкурсный бизнес. А нам и задуматься об этом некогда, и деваться некуда. В итоге участвуем, выкладываем немалые деньги из своей небольшой зарплаты в виде вступительных взносов, транспортных и прочих расходов. Чувствуем и знаем, что все неправильно, не так, как должно быть. Но делаем, потому что других вариантов нет.
Всеобщая компьютеризация Недавно к аттестационным требованиям прибавилось обязательное прохождение компьютерных курсов. Согласна, нужно идти в ногу со временем, компьютер открывает новые большие возможности. Но должна ли справка пользователя ПК быть в числе главных критериев при определении дальнейшей судьбы педагога? Большинство опытных и достойных преподавателей - люди немолодые. Работа с компьютером представляет для них серьезные трудности. Тогда почему, например, преподаватель должен уметь общаться с компьютером, а компьютерщик может и не уметь, скажем, играть на фортепиано?
Все это спорно, но лично мне не хочется подчиняться всеобщей компьютеризации и идти по пути, где настоящий инструмент вытесняется цифровым. Где связь по скайпу заменяет живое общение ученика с педагогом. В результате люди перестают ходить на концерты, читать книги, писать письма и разговаривать друг с другом, глядя в глаза. Преподаватели школ искусств предпочли бы потратить личные деньги и свободное время не на компьютерные курсы, а на более полезное для них дело. Например, на посещение организованных мастер-классов по своему предмету.
ЕГЭ для педагогов Другим стрессом на аттестации является компьютерное тестирование, похожее на ЕГЭ у школьников. Но заученные ответы на многочисленные вопросы забываются так же быстро, как и выучиваются. Мы видим, что зачастую задания сформулированы некорректно, подразумевают неоднозначный ответ. А иногда вообще не связаны с практикой работы педагога ДМШ. Нужно ли это кому-нибудь? Тем более что узнать о допущенной ошибке, чтобы восполнить свой пробел в знаниях, невозможно: информация по тестам не раскрывается.
Мое мнение, аттестация должна приносить пользу прежде всего самому аттестуемому. Ощутимо повышать нужно не только зарплату, но и самоуважение, социальный и профессиональный статус педагога, поощряя таким образом за достойную работу. Стимулировать и помогать в дальнейшем развитии. Но аттестация сегодня - это полоса труднопреодолимых, зачастую никому не нужных препятствий на пути в неизвестность.
Шестьдесят баллов за педагогику Кроме аттестации, которая воспринимается педагогами как дамоклов меч, стимулировать к хорошей работе должны баллы, введенные в рамках последнего достижения новаторской мысли под названием «Новая система оплаты труда». Казалось бы, все логично: выше балл - больше зарплата. Однако максимальные 60 баллов сегодня практически недосягаемы. Сделать все и поучаствовать везде невозможно! Тем не менее нам приходится буквально лезть из кожи вон, чтобы заработать лишний балл. Ведь это единственная возможность получить унизительно мизерную прибавку к зарплате.
Складывается абсурдная ситуация: чем большее количество педагогов отличилось, чем больше баллов они заработали, тем... ниже средняя стоимость каждого балла, а значит, и меньше сумма прибавки к зарплате каждого. Выходит, чтобы реально поощрить достойных, нужно, чтобы таких было не так много. Ведь только тогда сумму надбавки действительно можно будет назвать «стимулирующей». Пока суд да дело, педколлективы осваивают новую для себя сферу «экономической педагогики».
Цена реформ Ставка педагога с высшим образованием сегодня составляет 6917 рублей. Плюс дополнительно выплата молодому специалисту 20% - это 922 рубля. Зарплата состоит из трех компонентов: выплата, нагрузка (часы), выплата (баллы) за качество. Максимальная выплата за качество у молодых педагогов - 513 рублей.
Рядовой преподаватель получает зарплату по четырем позициям: ставка преподавателя с высшим образованием - 6917 рублей, выплата за стаж, выплата за квалификацию и выплата за качество (баллы). У молодого преподавателя нет стажа и нет квалификации, поэтому единственный выход - иметь большую нагрузку. За что же бьемся?
ГЛАВНОЕ За всей этой пеной, мишурой, суетой и заботой о хлебе насущном мы забываем о самом главном. О назначении профессии Учителя и его святой и главной обязанности - учить и воспитывать детей.
Кстати. В системе дополнительного образования Казани сейчас 53 учреждения. Дотация на их содержание из бюджета республики - около 540 млн рублей. Благодаря ей стоимость учебы ребенка в городских школах искусств составляет 130 - 150 рублей в месяц. Ежегодно управление культуры проводит для детей более 1500 концертов и выставок.