Что делать со страницей умершего во «ВКонтакте» и почему все смотрят котиков: поговорили с IT-евангелистом VK

Пандемия перевела всех в мир онлайна и превратила дистанционные походы по магазинам, съемку коротких забавных роликов и общение с близкими в социальных сетях в рутину. О взлете онлайн-образования, мини-приложениях для поиска шаурмы и других трендах интернет-пространства «Казанским ведомостям» рассказал IT-евангелист самой популярной российской соцсети «ВКонтакте» Вячеслав Прохоров.

news_top_970_100

О евангелизме в IT и соперничестве «ВКонтакте» с другими

Расскажите, кто такой IT-евангелист? Чем вы занимаетесь? 

Евангелист по базовому определению — это тот, кто несет добрый посыл и доносит ценности компании. В России как всегда свой особый путь, поэтому в целом евангелист — это популяризатор. Моя задача заключается в том, чтобы глубоко «шарить» в том, что происходит внутри «ВКонтакте» и доносить журналистам, маркетологам, и так далее. Я такая универсальная говорящая голова. 

Не упала ли популярность соцсети после появления Instagram и TikTok?

Сейчас в России показатель проводимого времени во «ВКонтакте» на втором месте после YouTube. По поводу диверсификации — это вопрос привычек отдельных социальных групп. 

Мы запустили клипы прошлым летом — это был эксперимент. Стало очевидно что огромному количеству людей — в первую очередь поколению от 16 до 35 лет — нравится такой формат. Сейчас по 14 млн человек в день смотрят у нас клипы. Это больше, чем суммарная аудитория в TikTok.

Насколько во «ВКонтакте» популярен формат историй, который вы ввели по аналогии с Instagram? 

В целом он «зашел». Это вопрос индустриального стандарта, то есть это то, что востребовано у людей. Сейчас даже банковские приложения и приложения супермаркетов интегрируют истории. Так сложился рынок: нельзя просто вставать в позу и говорить, что это уже было и такого нельзя делать. Социальная сеть в первую очередь отталкивается от того что вызывает потребность у аудитории. 

Найти шаурму или заказать такси: о платформе из 16 тыс. мини-приложений

Одна из фишек «ВКонтакте» — это множество мини-приложений на любой вкус. Как будет развиваться платформа в этом направлении?

Это тот самый тренд на консолидацию, ведь сейчас мы живем в эпоху экосистем. Есть несколько VK Mini Apps — это единая платформа, которая представляет возможность сделать мини-приложение для кого угодно, и оно может быть каким угодно. Например, мое самое любимое называется «Где Шаверма»: его можно открыть и посмотреть, где и какие «шаурмечные» есть поблизости и какой у них рейтинг. 

Помимо наших собственных разработок (Такси «ВКонтакте», Еда «ВКонтакте», Здоровье «ВКонтакте» и другие), это дает возможность для бизнесов самого разного масштаба интегрироваться. В чем здесь фишка? Человек запускает мини-приложение, и он сразу в нем авторизован, то есть ему не надо заводить новую «учетку» и скачивать что-то отдельно.

Какие шаги надо пройти, чтобы создать мини-приложение? Есть ли плата за пользование платформой?

Нет, все бесплатно. Человек регистрируется, разрабатывает приложение и дальше размещает его на территории «ВКонтакте». Если это классное приложение, которое полезно для пользователей, мы его разместим в каталог, где сейчас порядка 16 тыс. мини-приложений сейчас есть. Если оно какое-то «местечковое», сделанное для своих, то он просто может разместить его в своем сообществе.

А как продвигать свое приложение? Вы как-то поддерживаете в этом плане разработчиков?

Если там что-то актуальное, то мы это, естественно, поддержим, потому что в наших интересах дать пользователям что-то классное и полезное. 

Обычно мини-приложения все-таки не первичны для бизнеса, а выступают как дополнительная точка входа. Например, «ЛитРес» уже существует как отдельный сервис электронных книг, а мини-приложение — это только дополнительные каналы взаимодействия со своими потребителями. 

Видео и глобальная консолидация: какие сейчас тренды в соцсетях

Какие сейчас главные особенности и тренды в соцсетях?

Мы прекрасно понимаем, что люди могут переписываться во «ВКонтакте», фотки листать в Instagram, для бабушки аккаунт держать в «Одноклассниках», и при этом сейчас есть новомодная фишка — это Clubhouse.

За соцсетями сейчас стоят: Facebook, у которого еще Instagram и WhatsApp, и Mail.ru Group — это "Ситимобил", "ВКонтакте", Delivery club, "Одноклассники". То есть в целом я могу сказать, что сейчас идет глобальный тренд на консолидацию продуктовой линейки. 

Если говорить о трендах, то в последние шесть лет глобально растет видеосмотрение. Это связано с развитием интернета, и в частности с развитием мобильного интернета. Кроме того, сейчас очень много разговоров о дополненной реальности, о виртуальной реальности. Например, в Iphone 12 Pro уже появился LiDAR, который позволяет сканировать помещение — и это круто! 

Сейчас Яндекс хочет запустить свою видеоплатформу. Но у вас в соцсети уже есть база, поэтому технологически вы бы смогли это сделать?

Можем, но есть вопросы. Есть лицензионный контент — кино и телевидение, для которых это дополнительная площадка для дистрибуции. Есть UGC контент (user-generated content — с англ. контент, созданный пользователями), и это вообще совершенно другой мир. Увязать их воедино очень сложно. Условно тот же YouTube онлайн кинотеатром не стал и вряд ли когда-то станет — они про UGC. В данном случае есть много возможностей и есть большие планы, но пока это все в статусе «будем посмотреть».

Почему в XXI веке СМИ борются за внимание с котиками

Насколько новости интересны сейчас как продукт? И какие у них перспективы с учетом особенностей развития современного медиа?

Перспективы отменные, но мы сталкиваемся с тем, что традиционные СМИ (особенно почему-то те, которые выросли из печатной прессы) очень консервативны. 

У многих не уложилось, что конечному потребителю все равно, кто ему предоставляет контент. Поэтому у большого числа журналистов, которые состоявшиеся профессионалы, «бомбит» от блогеров. Например, Даня Милохин просто кривляется на камеру, и у него аудитории больше, чем у половины российских СМИ, если не у подавляющего большинства. 

Контент для социальных сетей новостники пишут с несколькими типовыми ошибками. Например, часто делают подводку в одну строку и ссылку на сайт. Но нужно помнить, что человек, который листает ленту соцсетей, встречает фотографии родственников, гифки с котиками и тут же у него новость. Это всегда борьба за внимание пользователей. Традиционные СМИ проигрывают эту борьбу.

Насколько человеку вообще интересна новость между фотографиями родственников и котиков в ленте соцсетей? 

Например, «Лентач» рвет всех, потому что есть форма, а содержание соответствует месту и времени. Здесь опять же вопрос аудитории, потому что нельзя быть универсально полезным для всех. И если взять, например, стереотипную бабушку с 80-ми в голове, то вряд ли ей понравится этот формат с мемами и всем остальным. Но основной массе людей это нравится и заходит. 

Ходят такие разговоры, что новости в традиционном понимании людям не нужны. А какие новости сейчас нужны, по-вашему? 

То, что привлекает внимание; то, что человеку интересно и вызывает эмоции. Условно: есть в Северной Америке Йеллоустоунский национальный парк с вулканом, и если он взорвется, то эта новость будет интересна всем. А новость о том, что коммунальные услуги какого-то района повысятся на три копейки неинтересна. 

Периодически у новостников очень слабая фильтрация контента, и уходит очень мало времени на его обработку. С точки зрения социальных сетей новостникам, нежели «пихать» все подряд, лучше делать три раза в сутки некие дайджесты с самым основным и подсвечивать их. 

Есть ли смысл градировать контент между разными возрастными категориями? 

Если разлет от 8 до 80 лет, то, может быть, надо подумать о том, что надо разделить эту аудиторию, то есть сделать два бренда, которые будут выходить к разным аудиториям. 

Многие думают, дескать, чем старше человек, тем больше он тяготеет к лонгридам, а чем младше человек, тем больше у него клипового мышления. Но это не универсальное правило. Есть длинные тексты, которые и школьники с удовольствием читают, при этом есть более взрослые дяденьки и тетеньки, которые смотрят передачи вроде «Час суда» — это то самое клиповое мышление. Поэтому тут нет универсального рецепта. 

О виртуальных кладбищах, троллях и цифровой гигиене

Если человека не стало, в некоторых социальных сетях сейчас может появится статус, что это памятный аккаунт. Почему нужен такой функционал, по вашему мнению?

Да, это сейчас есть и во "ВКонтакте", и в Facebook. Когда человек умер, он уже сам за себя не может отвечать. Родственники любят покойного и берегут память о нем, находятся в неком идеальном «мини-мирке». Но в реальности люди бывают разные: для кого-то это средство манипуляции, для кого-то — еще что похуже, к сожалению. Поэтому сейчас при предъявлении свидетельства о смерти, страница переводится в мемориальный режим. То есть никто уже не может менять страницу, и она замораживается в таком виде, в каком была. 

Что нужно сделать родственникам, чтобы заморозить в таком случае страницу?

Человек предоставляет необходимые документы, свидетельства. Есть определенный свод правил.

Часто на страницах умерших во «ВКонтакте» появляются циничные сообщения. Есть даже целые группы «троллей», которые практикуют такой черный юмор. Как вы относитесь к этому и боритесь ли с подобным?

Тут мы переходим к еще одному важному вопросу: есть такое понятие, как цифровая гигиена. Досадно, когда человек умер и уже не может за себя постоять, а у него на стене в соцсети половые органы нарисованы. И наша общая задача — повышать уровень грамотности всех. Учетная запись в интернете — это не просто так, это влечет за собой далеко идущие последствия.

Долгожданная цифровизация и чужой кредит из каршеринга

Как, по вашим ощущениям, на онлайн-пространство повлияла пандемия?

Вообще всё, у чего есть приставка «онлайн», подлетело во время пандемии. Было очень интересно наблюдать, когда в апреле оставшимся на локдауне пришлось освоить электронную коммерцию. Ведь до это у среднестатистического россиянина сценарий использования банковской карты был следующий: он раз в две недели получал на нее зарплату, снимал ее в банкомате, а потом опять на две недели забывал о карте. В апреле, собственно, все это изменилось.

Весь рынок с большим интересом ждал, что будет осенью. В итоге цифры обогнали весенние показатели. Люди освоили, им понравилось, и они поняли, что это удобно, а онлайн — это не так страшно. 2020 год — это год той самой цифровизации.

Особенно стремительно в онлайне стало развиваться образование. Насколько высокая сейчас конкуренция в этой нише? 

Онлайн-образование получило рост не просто по экспоненте, а взлетело вверх как монумент «Покорителям космоса» около метро ВДНХ.

Скажем так: ниша высококонкурентная, но всегда будет спрос на качество. Вряд ли там останется один-два монополиста, которые всем этим полностью владеют. Как и в любой конкурентной нише, внезапно появившейся, сейчас происходит бурление, которое устаканится, когда для входа в эту нишу будет минимальный порог качества.

С учетом такого развития онлайна логичное продолжение этого всего — получение вместе с паспортом какой-то «учётки» в соцсетях. К этому все движется?

С технической точки зрения было бы очень удобно, если бы мы могли везде авторизоваться, например, по отпечатку пальца или вообще по ДНК. Но при этом есть огромное количество людей, которые, наверное, небезосновательно думают, что так их будут «пасти». И в этом есть зерно здравого смысла, так как я бы тоже хотел больше контролировать свое присутствие в интернете.

Хватит с нас мобильных операторов и банковских приложений. Я это говорю как человек, на которого оформили кредит по скану паспорта. Я регистрировался в каком-то из каршерингов, и мне начали названить люди со словами: «Ты нам должен денег».

news_right_column_240_400