Что ждет памятники истории Казани?

Сможет ли наш город сохранить свой неповторимый облик? Эта тема обсуждалась во время онлайн-конференции, прошедшей на портале TatCenter.ru. Казанцы, неравнодушные к судьбе любимого города, могли задать вопросы ведущим экспертам: ученым, историкам, архитекторам, общественным деятелям. Что же волнует горожан? Мы отобрали самые главные вопросы.

news_top_970_100

Ю.В.Сафаргалеев

Татьяна Прокофьева, главный архитектор Казани:

- Одной из важнейших задач мы считаем создание правовых механизмов регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города. Еще очень важно создать условия для привлечения частных инвестиций в реставрацию и реконструкцию исторических зданий. Сейчас на территории города действует Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Казани. К сожалению, попытка корректировки документа не была завершена. А это привело к значительному отставанию в принятии решений по дополнениям в действующие Правила землепользования и застройки Казани. Значительную часть работ по совершенствованию этой нормативной базы мы планируем сделать уже в этом году.

ВОПРОС 2. Почему в других городах сохраняют памятники, делают из них музеи и зарабатывают на этом деньги, а в Казани доводят до такого состояния, что остается только вынести постановление «Под снос»?

Светлана

Фарида Забирова, член-корреспондент Российской академии архитектурного наследия, заслуженный архитектор РТ, зампредседателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК):

- Это проблема не только Казани, но и всей России - не хватает бюджетных средств. Только передачей памятников архитектуры в собственность эту проблему тоже не решишь: у собственников нет мотивации. В Европе уже три десятка лет назад начался этап коммерциализации культурного архитектурного наследия. Там удалось включить историческое наследие в современную жизнь. В старых зданиях размещают гостиницы, рестораны, жилье, офисы. Одна из ключевых позиций в этом процессе - предоставление налоговых льгот и преференций законодательно на всех уровнях.

Другой важный механизм связан с развитием туризма. В небольших немецких городках исторические центры приведены в порядок и приспособлены для гостей. В итоге, даже не имея ценностей мирового уровня, они получают сегодня за счет туризма до 15 - 20% своего бюджета.

Еще одна мировая тенденция - постоянное увеличение зон охраны. И практически во всех европейских странах возраст памятников «молодеет» - под охрану сейчас берутся здания, построенные в 1970-х годах.

ВОПРОС 3. А какова ситуация в Казани?

Игорь Нестеренко, начальник Главного управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ:

- В Казани 522 объекта культурного наследия. Только примерно 60 из них используются учреждениями культуры и искусства. Историческая застройка города, датируемая в основном второй половиной XIX века, на момент подготовки программы ликвидации ветхого фонда на 60% была признана ветхой. Непригодными для проживания оказались 6 тыс. строений. Из них 4 тыс. исторических зданий, включая 95 памятников истории и культуры и 273 объекта ценной исторической среды. В сложившейся ситуации многие здания были поставлены на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры. Если в 1969 году в этом списке состояли 62 памятника, в 1988-м – 244, то в 2011-м – уже 522.

ВОПРОС 4. Почему прокуратура не борется со сносом исторических памятников? И нет четкой политики и концепции восстановления исторических архитектурных памятников?

Рафаэль Шарифуллин

Рамиль Хайрутдинов, директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль»:

- Все объясняется очень просто. Пока стоимость участка в центре города без строений будет в разы дороже участка со старыми постройками, для застройщиков будет выгодно эти постройки сносить.

Рафаэль Хакимов, председатель регионального отделения ВООПИиК, директор Института истории АН РТ:

- В обществе нарушена иерархия ценностей. Культура должна иметь приоритет, но рынок оказывается сильнее. К сожалению, власти интегрированы с бизнесом. Они отдают предпочтение рыночным категориям. Там, где власть, ученые и бизнес работали вместе, как, например, в Елабуге, результат оказался выгодным для всех. А те, кто считает затраты на рытье котлована и не думает о культурной ценности зданий, которые в будущем могут принести прибыль, выступают как силы, противостоящие общественным интересам.

Игорь Нестеренко:

- Город – целостный живой организм, а не музей под открытым небом. Он должен развиваться и строиться, сохраняя при этом неповторимое своеобразие облика. На протяжении своей истории Казань постоянно строилась, неоднократно горела и перестраивалась... В центре города появлялись новые объекты. Некоторые из них в свое время вызывали жаркие споры среди архитекторов и возмущения горожан, например Александровский и Чернояровский пассажи, дома Кекина, Шамиля, Чукашева и Ушковой, здание Главпочтамта. А сегодня эти здания являются украшением Казани.

КСТАТИ. В соответствии с Посланием Президента РТ Рустама Минниханова Госсовету РТ Министерство культуры совместно с Академией наук Татарстана завершает разработку целевой комплексной программы сохранения культурного наследия «Мирас – Наследие» на 2011 - 2015 годы. Ее основная цель - дальнейшее сохранение памятников истории и культуры.

news_right_column_240_400