Цифровое слабоумие: чем грозит интернет-зависимость?

Цифровое слабоумие – болезнь XXI века. Впервые специалисты заговорили о ней лет 10 назад. Сам термин digital dementia пришел из Южной Кореи – одной из первых стран мира, где на государственном уровне взялись за оцифровывание всех аспектов жизни населения.

news_top_970_100

Насколько опасна цифровая и интернет-зависимость? Почему мобильный телефон для ребенка становится ближе и роднее мамы и папы? К каким последствиям это может привести?

Эти и другие вопросы обсудили эксперты на очередном заседании медицинского клуба «Здоровье» газеты «Казанские ведомости» и Казанского государственного медицинского университета.

Фото: © Фарит Муратов 

Гаджеты берут на себя функции родителей

Венера Якупова, главный редактор газеты «Казанские ведомости»:

- Сегодняшние дети – это уже второе поколение, выросшее с интернетом. Ребенок получает в руки гаджет чуть ли не с рождения и все время проводит с ним. Какие риски несет тотальная цифровизация? Как она влияет на здоровье человека и формирование его личности? Как развивается интернет-зависимость и можно ли ей противостоять? Мы пригласили экспертов, чтобы разобраться в этих вопросах.

Алексей Созинов, ректор Казанского государственного медицинского университета, депутат Государственного Совета РТ:

- Сколько бы не говорили о негативном воздействии интернета, цифровых технологий, они уже вошли в нашу жизнь. Мы с удовольствием или без удовольствия пользуемся и будем пользоваться всевозможными гаджетами. Безусловно, они оказывают влияние на эмоциональное, психологическое состояние человека. Но надо думать, как снизить их пагубное влияние. Мы вынуждены признать, что назрела необходимость разработки нормативных актов о регулировании использования интернета для детей. А любое регулирование неизбежно связано с ограничением, и к этому надо быть готовым.

- Как распознать у ребенка интернет-зависимость?

Мария Щевлягина, медицинский психолог ГАУЗ «Республиканский клинический наркологический диспансер МЗ РТ»:

- Ребенок значительную часть времени проводит за компьютером, с айфоном. У него снижается интерес к другим видам деятельности, учебе, общению. Выпуская из рук айфон или клавиатуру, он испытывает не только психологический, но и физический дискомфорт. Эти три признака могут говорить о том, что у человека развивается интернет-зависимость.

Все начинается постепенно: сначала полчаса за компьютером, потом час, день, а потом и вся жизнь проходит в виртуальной реальности. Чаще всего это происходит из-за нехватки родительского внимания, когда функции мамы, папы выполняют телефон, планшет и телевизор. Но никакие самые умные и продвинутые гаджеты не смогут заменить родителей.

Новорожденные протестуют против интернет-зависимости отказом от груди

Лилия Горохова, главный внештатный детский специалист по медицинской психологии Минздрава РТ, заведующая психологическим отделением ГАУЗ ДРКБ МЗ РТ:

- Есть один аспект, о котором пока мало известно, – мы наблюдаем гаджет-зависимость уже у новорожденных. Лет 15 назад даже представить такого не могли, а сегодня это реальность. Гаджет-зависимость у новорожденного проявляется в нарушениях его пищевого поведения – ребенок без видимых причин отказывается от груди. И таких случаев становится все больше. Мы стали анализировать, почему у детей исчезает этот базовый рефлекс. Оказалось, что отказ напрямую связан с гаджетами. Кормление грудью – важнейший момент единения мамы с ребенком. Мама кормит, обнимает малыша, и он чувствует себя защищенным, счастливым. А как кормят современные мамочки? В одной руке у нее ребенок, в другой – айфон. В этот момент эмоционально, духовно ее с ребенком нет, она в телефоне. Отказ от груди – реакция ребенка на невнимание. У таких детей отмечается задержка речевого развития, другие проблемы. Интересно, что если раньше задержка речевого развития считалась отклонением от нормы, то сейчас это уже становится нормой.

Марина Белоусова, доцент кафедры детской неврологии КГМА, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, остеопат, член Российской остеопатической ассоциации:

- Цифровизация как процесс внедрения цифровых технологий в разные сферы жизни сопровождает техногенный этап развития цивилизации, но нельзя относиться к ней беспечно. Ребенок познает мир через личный сенсорный опыт, посредством органов чувств: надо прикоснуться к предмету, чтобы понять – это горячо, а это холодно; надо упасть и подняться, чтобы научиться ходить; надо попробовать продукт, чтобы почувствовать его вкус… Каждый должен пройти через ощущения: больно, страшно, я боюсь, я смог, у меня получилось. А картинка на мониторе, какой бы яркой она ни была, таких ощущений не дает – она не знакомит с реальным миром, не помогает в построении коммуникаций и умении понять другого.

- В чем выражается цифровое слабоумие у детей?

Юлия Пухова, начальник отдела довузовского образования Казанского государственного медицинского университета:

- Снижение памяти, внимания. А без памяти невозможно усвоить огромный объем необходимой информации. Раньше мы учили наизусть стихи, таблицу умножения, старались запоминать важную информацию. А сейчас зачем держать информацию в голове, если все можно найти в интернете? Поэтому неудивительно, что у многих уже в юном возрасте возникают проблемы с памятью.

Лейла Шайдукова, врач-психиатр, нарколог, детский психиатр, психотерапевт, д. м. н., профессор, заслуженный врач Республики Татарстан:

- Современные дети уже не могут слушать и воспринимать информацию дольше 5 – 7 минут, читать большие тексты. У них развивается и физическая зависимость от гаджетов – потребность постоянно держать айфон в руках, заглядывать в него, боясь пропустить новое сообщение. На лекции я попросила поднять руки студентов, которые просыпаются и первым делом хватаются за айфон. Подняли руки все!

Портал в реальный мир – крестик в правом верхнем углу монитора

- С одной стороны, айфон – помощник, но с другой – это настоящая ловушка. Как из нее выбраться?

Лейла Шайдукова: – Нельзя ограничиваться только цифровыми гаджетами. Обязательно нужно пользоваться и бумажными носителями, писать ручкой на обычном листе бумаги, хотя бы полстраницы в день. Знаете, когда мы учились в школе, у нас были уроки чистописания. Почему? Потому что сам процесс письма тесно связан с созданием новых нейронных связей, что влияет на развитие мозга.

Айфон или компьютер – это только инструменты, а интернет – океан информации. Чего там только нет – и полезные, развивающие порталы, и сайты, пропагандирующие агрессию, жестокость, насилие, суицид. Под влиянием этих разрушительных идей попадают дети и из благополучных, и из неблагополучных семей.

- Многие родители изумляются: ну почему наш ребенок так себя ведет?

- А по-другому он не умеет, у него другого опыта нет. То, что окружает ребенка, то, что он видит, слышит, воспринимает как норму, нормальную модель поведения. Поэтому родители должны быть в курсе, на каких сайтах проводит время их ребенок, с кем общается в соцсетях.

Отменить цифровизацию, интернет невозможно. Но у цифровых технологий должна быть альтернатива, и эта альтернатива – реальная жизнь. Понятно, что гаджеты – это удобно, но использовать их для общения не всегда эффективно. Да, это доступ к огромному объему информации. Но постоянно меняющиеся визуальные картинки не дают возможности понять, проанализировать этот информационный поток. Для обучения больше подходят проверенные временем адекватные методы, когда есть живое общение между людьми. Но мы стали значительно меньше общаться, сидим в телефонах, живое общение подменяется виртуальным.

Единственным собеседником ребенка становится смартфон

- Как же современным молодым родителям научиться живому общению с ребенком, если они сами выросли с телефоном в руках?

Марина Белоусова: – Средство одно – общение с детьми. До компьютерной эпохи люди общались глаза в глаза. Но за 30 лет тотальной компьютеризации все изменилось. Сегодня экранное время (время, которое ребенок в среднем проводит перед монитором) – 8 – 10 часов в сутки. Общения глаза в глаза становится все меньше. Большинство современных родителей инфантильны, они постоянно уставшие, у них свои дела. Они мало общаются с ребенком и не знают, что его волнует, радует или тревожит. В результате во многих семьях нить между поколениями разорвана.

Ребенок остается наедине со своими страхами, эмоциями. И в этой ситуации его единственным собеседником становится гаджет. Ребенок ныряет в интернет. На какие сайты он заходит, что там смотрит, читает, какая информация загружается в его мозг, родители об этом не подозревают. Они даже не догадываются, в каком мире живет их ребенок, о чем он думает, к чему стремится. И такие неправильные отношения в семье становятся нормой – вот это страшно.

Людмила Невоструева, медицинский психолог Республиканской клинической психиатрической больницы им. академика В.М.Бехтерева:

- Современным детям не хватает родительского тепла, ласки, доброты, эмоциональной поддержки. Ребенок тянется к маме, а она даже обнять его не может, отстраняется: «Не мешай! Видишь, я занята!»

Дети живут в напряженном ритме. Информационные, психологические нагрузки у них колоссальные. Когда я говорю родителям, что таких нагрузок ребенок долго не выдержит, нередко слышу в ответ: «Ничего плохого с ним не случится,  главное – в институт поступить!» И они продолжают загружать ребенка по полной программе, не обращая внимания на то, что ломают психику ребенка.

- Как можно исправить ситуацию?

Людмила Невоструева: - Уделяйте время ребенку, разговаривайте с ним на любые темы, вместе гуляйте, смотрите фильмы, обсуждайте их. Введите семейную традицию совместного чтения. Читайте книги перед сном, пусть это будет 15 – 20 минут, но это очень важно.

Конечно, совсем отказаться от гаджетов невозможно, но надо установить четкие правила игры. Можно заключить с ребенком договор, где обговариваются время и условия пользования интернетом. Закрепите договор подписями, печатями. И ребенку, и вам необходимо соблюдать все пункты договора и контролировать их исполнение. Возможно, в первое время делать это будет сложно, но надо учиться договариваться.

Информационная гигиена необходима для детей и взрослых

Артур Заляев, проректор по молодежной политике Казанского государственного медицинского университета:

- По данным проведенных исследований, представители поколения миллениалов (те, кто родились в 80 – 90-е годы прошлого столетия) заглядывают в гаджеты до 96 раз в день. А представители следующего поколения – поколения зуммеров (поколение Z) – берут в руки смартфоны 196 – 198 раз в день. Ученые доказали, когда человек постоянно отвлекается от дела, прерывается на то, чтобы просто на несколько секунд заглянуть в смартфон, у него значительно снижается концентрация, а от этого страдает качество и производительность труда. Конечно, здесь есть о чем задуматься.

Павел Зиновьев, ассистент кафедры общей гигиены КазанскогоГМУ, консультант по вопросам психологического здоровья ПГУФКСиТ:

- Мы проводим много исследований о том, как различные факторы влияют на здоровье детей, молодежи, взрослых. По гаджет-зависимости подобных исследований в России пока нет. Я бы не стал говорить, что ситуация настолько критичная.

Когда ребенку дать в руки смартфон? В каждой семье этот вопрос решают по-своему. Я сказал: «Мои дети получат смартфон только в 7 – 8 лет». Определил именно этот возраст просто потому, что хочу, чтобы у них было нормальное детство с чтением книг, общением, играми на свежем воздухе. На что мне привели серьезный контраргумент: когда ребенок пойдет в школу, как ему объяснить, почему у всех ребят есть смартфон, а у него нет? Его же будут дразнить, сделают изгоем в классе. Это заставило меня задуматься… Но я убежден, что информационная гигиена необходима. Согласен с мнением психологов – надо разговаривать с детьми, договариваться с ними.

Но проблема существует. Гаджеты, интернет, «цифра» уже прочно интегрированы в нашу жизнь. На самом деле вопрос не в интернет-зависимости, а в замещении коммуникации. По результатам социологических исследований 2019 – 2020 годов, более 80% россиян предпочтут досуг в интернете живому общению. Это о многом говорит.

Найти грань между реальностью и игрой

Ляля Бикчентаева, заместитель директора ГАУ «IT-парк»:

- Цифровизация действительно стала неотъемлемой частью всех сфер нашей жизни. Мы все очень много времени проводим в гаджетах. У меня два сына, я вижу, как они активно общаются с одноклассниками по смартфону. У них есть свои игры онлайн, и для них это вполне нормально. И для родителей так спокойнее – ребенок сидит дома, в безопасности. На улице может случиться что угодно, ребенок может получить травму, но и у виртуального общения есть свои минусы, о которых сегодня говорили уважаемые психологи. Что окажется опаснее – последствия возможных физических или психологических травм? И если любую маму поставить перед выбором, к какому специалисту им пришлось бы обращаться с ребенком – психологу или травматологу, неизвестно, какой бы выбор она сделала…

Риски в жизни – реальной и виртуальной – есть всегда. Наша задача – сделать их управляемыми и свести к минимуму. И очень важно, чтобы право защиты психического, психологического здоровья детей в эпоху развития цифровых технологий было закреплено законодательно.

Артур Заляев: - Я буквально два месяца назад делал выступление по клиповому мышлению в молодежной среде. Мы с коллегами выделили несколько основных трендов, существующих в общении среди современной молодежи. Первый тренд – сетевая коммуникация, она происходит в социальных сетях. Второй – это так называемая вайн-коммуникация по одноименной сети, где взаимодействие идет через короткие видеоролики. Третий тренд – геймификационные коммуникации, где молодежь общается через всевозможные виртуальные игры. Геймификация активно набирает обороты. Есть в этих играх моменты, которые могут перетекать  в нечто деструктивное. Но с другой стороны, геймеры, как правило, не злоупотребляют наркотическими веществами и алкоголем, находятся в поле зрения родителей. Это можно назвать плюсом. Конечно, превращение жизни в бесконечный виртуальный квест – это палка о двух концах. Поэтому здесь одна из самых глобальных проблем – как найти грань между реальностью и игрой.

Венера Якупова: - Тема влияния цифровых технологий на человека оказалась многогранной. Ее необходимо обсуждать на разных площадках – в Госсовете, государственных структурах, школах, вузах, средствах массовой информации. Цифровизация – это реалии нашего времени, она делает жизнь проще, комфортнее, открывает безграничные возможности общения, обмена информацией. Но она несет с собой и определенные риски. Это важно донести до общества, чтобы новые технологии использовались только на благо человека.

news_right_column_240_400