Общество любителей словесности «19-е октября» при газете «Казанские ведомости» регулярно приглашает в редакцию интересных собеседников. На этот раз заведующий кафедрой философии КГТУ (КХТИ), доктор философских наук Владимир Курашов устроил для словолюбов презентацию альбома «Архитектура России. Казань деревянная», изданного им в Москве в 2009 году. Семь лет Владимир Игнатьевич фотографирует деревянные дома нашего города и окрестностей.
- Если хочешь сохранить в памяти людей красоту деревянной архитектуры, - считает Курашов, - то практически нет времени на создание творческих коллективов, гранты, поиски спонсоров. Единственно верное решение - делать все одному.
Получился альбом, в который вошли его снимки и тексты, а также фотографии друга Евгения Ивановича Григорьева, стихотворения казанских поэтов и рисунки учеников детской архитектурной школы «Дашка» при Казанском архитектурно-строительном университете.
Первое издание альбома было осуществлено при поддержке Министерства культуры РТ. Правительственная милость отнюдь не свалилась вдруг – до этого было много газетных публикаций, выступлений по ТВ и десятки личных встреч. Главное, был полностью подготовлен оригинал-макет издания и сдан в издательство «Книжный дом «Университет».
Вся подготовительная работа в целом невозможна без подвижничества, темперамента, самоотдачи. У многих казанских фотографов имеются уникальные фото старой Казани, но, к сожалению, они так и будут томиться в столах... Каждый автор крупного издания хорошо знает, что от сырого разрозненного материала до полного макета, а далее до реального издания долгий организационный процесс, тяжелый технический труд. Это должно быть ясно читателям. И весь этот путь по силам пройти таким энтузиастам, как профессор Курашов.
- Владимир Игнатьевич, с чего все началось?
- Я сам родился и вырос в старом деревянном доме в центре города (историческое название улицы - Третья Гора). До сих пор в глазах изразцы печей, высокие потолки, ветки деревьев в высоком окне... Когда встает вопрос о сохранении зданий, представляющих архитектурную, а в широком ракурсе - культурологическую и историческую ценность, всегда возникает грусть, как у Раневской в чеховском «Вишневом саде», и желание удержать красоту, хотя бы в ее фрагментах. В кадре, рисунке, слове. Отеческие предания даны нам не только в слове, хотя Слово – это то, что, конечно, в начале, но и в музыке, изобразительном искусстве и - в особой форме - в архитектуре. К сожалению, сменяющиеся формы культуры могут измениться в диапазоне жизни одного поколения. В такой ситуации получается, что старшее и младшее поколения в одном и том же месте в одно и то же время не понимают друг друга ввиду несовпадения смыслов, обозначаемых одними и теми же словами одного и того же языка. Речь идет о понятиях «жилье» и «деревянное жилье». Дом, изба, избушка на курьих ножках, избушка лубяная (в противоположность избушке ледяной) и наконец домовина (гроб) – эти «древесные» понятия выступают как архетипы народного сознания, сформировавшегося в таком свое-образном природном месте, как Россия.
- А что наиболее ценно в деревянном жилище для проживания человека?
- Все люди задаются каждо-дневно вопросами: как жить? где жить? как передвигаться? что есть? что пить? как отдыхать? Мы провели в КГТУ научную конференцию «Антропологическая соразмерность». Откликнулась вся Россия - от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. В ходе научной дискуссии пришло понимание: деревянный дом - лучшее жилище, которое есть у человека, антропологически ему соразмерное, физиологически наиболее комфортное, близкое к естественной природной среде. Традиционное жилище и русских, и татар, и чуваш, и мари - деревянный сруб, крыльцо, наличники. Человек жил в гармонии с природой, космосом, рядом с землей, деревьями. Хорошо организованное печное отопление деревянного сруба - идеальный кондиционер. Через трубы вместе с дымом из жилых помещений вытягивается прогретый воздух, печь работает как своеобразный насос. При этом через щели в окнах в помещение затягивается свежий холодный воздух взамен «старого» воздуха, обедненного кислородом и содержащего различные испарения. Кто жил в хорошем срубе, знает это по ощущению особого телесно-душевного комфорта. Помимо описанного физического комфорта, печное отопление - это треск полыхающих в печи дров и чарующие красные блики пламени, таинственно-успокаивающее мерцание углей и вой ветра в трубе, когда в ночном теплом уюте лежишь в постели. Это то, что нужно человеку для благоприятной телесно-душевной жизни. К сожалению, все это почти ушло из нашей жизни, вытеснено бетонными стенами и плоскими прагматическими «истинами».
- Так как же сохранить деревянную архитектуру?
- Примеры сохранения деревянной архитектуры есть, например Томск. А в Казани мы имели настолько своеобразную уникальную деревянную застройку! К сожалению - имели. Дома исчезли частично после планового сноса, частично как итог искусственной руинизации и пожаризации. Конечно, не только «несчастные» интеллигенты радеют о сохранении историко-архитектурного наследия города. Прокурор Республики Татарстан Кафиль Амиров - автор интересных книг «Казань: где эта улица, где этот дом?» и «Казанских улиц имена» (при участии Раисы Ахметзяновой и Равиля Вениаминова). Когда шел на встречу с Кафилем Фахразеевичем со своим альбомом, честно скажу, у меня были сомнения – не вельможное ли это баловство - его книги? Но оказалось, что я встретился с настоящим краеведом, знающим судьбу казанских улиц, домов и их обитателей.
- Что можно сделать именно сейчас для сохранения деревянной Казани?
- Всегда что-то можно сделать. В первую очередь сохранить то, что еще осталось. Не обязательно сохранять старые бревна - можно по проектам, зарисовкам и фотографиям построить точную копию того что было. В сохраненные здания можно встроить магазины, малые гостиницы, жилые квартиры, офисы, наконец. Стилизация под старину - тоже неплохой вариант. Пример – здание турецкого консульства напротив Лядского сада или мечеть на улице Чистопольской, церковь Рождества Христова на улице Адоратского.
Время, в котором мы живем, оказалось неоднозначным и непредсказуемым в масштабах не десятилетий, а единиц лет и месяцев. На фоне современных культурных катаклизмов спасение историко-культурного наследия Отечества, в том числе деревянной архитектуры, не есть дела ублажения только старшего поколения.
С чего начинается Родина? - вот в чем вопрос. Без памяти невозможно ни самосознание отдельного человека, ни самосознание народа. Сохранение ее и является главной идеей первого и второго изданий альбома «Архитектура России. Казань деревянная», его позитивной (не критической, не публицистической) задачей.
К сожалению, деревянная архитектура Казани в ее городской овеществленной среде практически исчезла, осталась же она в виртуальном мире фотоальбома. Таковы метаморфозы культурных ценностей в наше время и при наших нравах.
Велимир Хлебников (9 ноября исполнилось 125 лет со дня его рождения) - один из самобытных поэтов Серебряного века, который учился в казанской гимназии и затем в Казанском Императорском университете с 1898-го по 1908 год, писал:
Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - сохнут,
Когда умирают солнца -
они гаснут,
Когда умирают люди -
поют песни.
Так и составленный мной альбом вбирает по возможности то хорошее, что можно вместить в печатное издание нынешнего века.
Второе издание альбома выйдет в Москве в ближайшее время, так же как и первое, при поддержке Министерства культуры РТ. В планах Владимира Курашова - работа над проектом издания «Старая Казань в живописи и графике».