Действительно ли Галилей видел звезды?

После захоронения тела Галилея остались как минимум две загадки: как мог человек со слабым зрением сделать революционные наблюдения в астрономии, и мог ли зрительный дефект молодого ученого исказить общую картину, на основе которой тот строил свои умозаключения?

Сегодня ученые намерены разгадать их с помощью генетиков. Паоло Галуцци, директор музея истории науки во Флоренции, заявил на днях, что обратился к местным властям за разрешением эксгумировать тело Галилея и неизвестной с тем, чтобы провести анализ их ДНК.

"С момента сделанных открытий Галилей писал друзьям и родственникам, что испытывает трудности в процессе наблюдений из-за слабого зрения", сказал Галуцци. В более зрелом возрасте он стал зависеть от своего ученика Винченцо Вивиани. И уже ближе к концу жизни Галилео и вовсе ослеп.

И все же ему удалось изучить пятна на солнце, вести хронику изменений лунного ландшафта и даже обнаружить наибольшие из спутников Юпитера. Основываясь на его собственных записях, ученые делают предположение, что великий Тосканский физик страдал от увеита или воспаления сосудистой оболочки глаза.

Это может объяснить некоторые особенности в наблюдениях Галилея. Он описал Сатурн, как планету с выпуклостями с двух сторон, в то время как сегодня доподлинно известно про кольца Сатурна.

Его настойчивость в суждениях относительно вращения Земли вокруг Солнца привела к тому, что Галилея судили в Риме в 1633 году. Суд повелел ему отказаться от убеждений, и Галилео вынужден был провести остаток жизни под домашним арестом.

Молодая женщина, чье тело было найдено рядом, по некоторым догадкам его старшая дочь, Вирджиния, которая стала монахиней и скончалась в возрасте 33 лет. Но этой теории недостает доказательств.

Узнать правду, по словам Галуцци, можно, потратив несколько сотен тысяч евро. При этом он добавляет, что надеется привлечь финансирование проекта еще в 2009 году, поскольку ООН объявила 2009 год годом астрономии в честь четырехсотлетия открытий великого ученого Галилео Галилея.