Дистанционное обучение: как правильно настроить ребенка на рабочий лад?

Переход на дистанционное обучение детей из-за карантина заставил многих родителей пересмотреть свой привычный распорядок. Но сложнее всего объяснить ребенку, что вынужденный домашний режим - не каникулы, а просто временное обучение в домашних условиях.

news_top_970_100

Практический психолог, специалист по постстрессовому восстановлению Снежана Силина в интервью журналисту «КВ» дала несколько рекомендаций относительно того, как безболезненно перевести ребенка на «дистанционку».

— Снежана, в чем основная сложность перехода на дистанционное обучение после обычного, с точки зрения психолога? Как влияет такой режим на ребенка?

— Карантин — незапланированное событие и вызывает стрессовую реакцию у человека независимо от возраста. Меняется привычный распорядок, круг общения. Необходимо выстроить новые правила в короткий срок. Именно поэтому дистанционное обучение может быть непростым этапом для школьников.

— Какой возрастной категории сложнее всего и почему?

— Школьникам средних классов. В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками, взаимодействие с людьми вне близкого круга семьи. При этом в отличие от старшеклассников внутренняя мотивация к учебе достаточно низкая. Самоопределение и планирование будущего у школьников среднего возраста — пока не ведущая функция. Для начальной школы изоляция от друзей и организация дистанционного обучения обычно не вызывает сложностей.

— Как правильно настроить ребенка на рабочий лад? Как стимулировать? Вроде как каникулы же.

— Надо честно признать, что ребенок действительно воспринимает дистанционное обучение как каникулы. Здесь поможет распорядок дня. Заранее обговорите с ребенком время подъема и отхода ко сну, время для обучения и свободное время. Этот распорядок может быть иной, чем обычно в школе. Главное, чтобы это устраивало и ребенка, и родителя. Чем больше школьник будет вовлечен в обсуждение нового варианта обучения, чем больше он будет понимать, что его мнение и интересы учитываются и важны для родителей, тем проще и легче ему будет соблюдать новые правила.

— Где взять терпения самому родителю? Где этот ресурс для спокойствия?

— Помните, что карантин — хоть и стресс как для ребенка, так и взрослого, но он когда-то закончится. Выпишите все требования, которые вы предъявляете к своему ребенку. Вычеркните 3 — 4 пункта, не критичные на период дистанционного обучения. Посмотрите на оставшийся список. Выделите только один пункт, самый-самый главный для вас в этот период. Каждый раз, когда ваше терпение будет заканчиваться, возвращайтесь к этому одному пункту. Это самое главное, все остальное может быть компромиссом в ваших отношениях. Определите зону уединения для каждого члена семьи. Это может быть просто диван или кресло, угол на балконе. Но там, где можно побыть одному. Важно не только ребенку давать возможность побыть одному. Выделите и в расписании родителей паузы одиночества. Помните правило «самолета»: в случае нарастания напряжения «наденьте маску на себя, и только потом на ребенка» — позаботьтесь о своем психоэмоциональном состоянии, и только после этого помогайте детям.

— Насколько критично, если сроки «дистанционки» затянутся на месяц-два?

— Дистанционное обучение — хорошая возможность наладить контакт с ребенком. Выяснить, что важно для него в школе, какие проблемы его волнуют и т. д. Для родителей и детей возникает возможность более близкого контакта. Ослаблять контроль над процессом, конечно, не стоит, но даже это время может стать отличным способом вспомнить курьезные случаи из детства, вместе посмотреть онлайн-уроки, понять интересы и склонности своего ребенка.

— Есть ли у вас как мамы свой опыт перевода ребенка на дистанционное обучение? Насколько успешный?

— У меня 2 ребенка-подростка. Старшая дочь учится в 11-м классе. Был опыт дистанционного обучения в 10-м, поиск себя, самоопределение. Большее количество свободного времени по сравнению с очным обучением позволило ей найти опору в жизни, понять свои интересы. Она окончила школу фотографии, начала пробовать себя в этой сфере. В 11-м классе вернулась к обучению в школе, появилось понимание жизненного пути. Младший сын два года учился в школе, два — находился на семейном обучении. В 5-м вновь вернулся за парту. Нужно просто понимать, что дистанционная форма не хуже и не лучше, они просто разные. Есть возможность идти в своем темпе, наладить отношения в семье. В нашей семье мы каждый год обсуждаем, какие задачи стоят перед ребенком на этот период и как их решить.

news_right_column_240_400