Для них война еще не закончилась

Рюкзак за плечами, верная спутница гитара и десятки пройденных километров... Речь идет не о туристах и походах, а о тех, кто не желает забывать свою историю, бережно собирает каждую крупинку воспоминаний о войне. 45-летие «Снежного десанта» и 20-летний юбилей республиканской молодежной организации «Объединение «Отечество» - хороший повод рассказать о самоотверженных и необыкновенных людях - поисковиках.

news_top_970_100
Массовое поисковое движение возникло в Татарстане вскоре после 20-летней годовщины Великой Победы. Первым студенческим поисковым отрядом стал «Снежный десант» географического факультета Казанского университета. Вскоре движение «Снежный десант» становится массовым: в январе 1968 года в поход отправляются семь отрядов Казанского университета, авиационного и ветеринарного институтов, музыкального училища и техникума легкой промышленности. Студенты проводят соревнования по комплексу «Готов к защите Родины», знакомятся со школьными музеями и уголками революционной, боевой и трудовой славы, изучают малоизвестные факты из истории Великой Отечественной войны. И самое главное - занимаются поиском, опознанием и захоронением непогребенных останков воинов, установлением имен пропавших без вести.В 1993 году была организована региональная общественная молодежная организация «Объединение «Отечество», которая объединила все поисковые отряды республики.
Торжественный вечер по случаю юбилея прошел с легким оттенком грусти. В зале БКЗ им. С.Сайдашева - молодые «десантники» и ветераны поискового движения. На экране - памятники, установленные на полях страшных сражений войны, бабушки, держащие в руках фотографии погибших мужей, отцов, братьев.
- Я верю, что моего отца обязательно найдут, - говорит одна из них со слезами на глазах. - В войну он пропал без вести.Даже на празднике поисковики продолжают помнить о наших героях - найденных и тех, кого только предстоит найти. А сделано уже немало - с 1993 года «десантники» провели 180 экспедиций, нашли и захоронили более 7700 советских воинов.Самая ценная находка для десантников - документы, медальоны и другие именные вещи, по которым можно узнать имя погибшего солдата. Иногда инициалы бывают нацарапаны на ложках, мисках, ремнях. Таким образом нашлось больше 1400 чьих-то дедов, отцов, мужей.Зинаида Гайнутдинова принимала участие в самых первых поисковых экспедициях и до сих пор не оставляет дело всей своей жизни.- Боль моего сердца - это наша 146-я Казанская дивизия, которая полегла на Зайцевой горе в Подмосковье, - рассказывает она, перелистывая книгу с пожелтевшими старыми фотографиями. - В ее составе были такие полки, как Зеленодольский, Бугульминский, Мензелинский. Дивизия была сформирована в декабре 41-го года. В январе солдат бросили под Москву, в этот ад. К апрелю от дивизии остался полк. Памятник с перечнем погибших стоит совсем в другом месте, а на самой горе, кроме грубо сколоченного деревянного креста, ничего нет. Не пора ли нам отдать своим землякам дань уважения - там, на калужской земле, поставить настоящий памятник?
У руководителя поисковой группы «Снежный десант» Михаила Черепанова болит душа еще и о другом.- Сейчас, к сожалению, нет «Снежного десанта» Казанского университета. Есть отряды в педагогическом вузе, в КАИ, КХТИ. С 80-х годов мы с ребятами побывали во многих местах: Ленинградской, Мурманской, Смоленской, Тверской, Волгоградской, Калужской областях. Пожалуй, нет такого места, где бы шли бои и не работали наши студенты. С географией у нас все хорошо - вот с финансами, к сожалению, хуже. У студентов нет возможности ездить в экспедицию за свой счет. Туда ходят в основном ветераны этого движения. Может быть, нет сильного лидера, способного заинтересовать студентов. Михаил Валерьевич признается: интерес к истории у молодежи никуда не делся. Скорее, наоборот, все больше представителей молодого поколения хотят знать, чем жили их деды и прадеды. В поисковые экспедиции с удовольствием ездят даже школьники.«Для поискового отряда не закончилась война», - поется в любимой всеми «десантниками» песне. «Лишь когда будет найден и похоронен последний солдат, мы сможем вздохнуть спокойно», - считают они.

news_right_column_240_400