Должен быть услышан голос каждого
news_header_top_970_100

Должен быть услышан голос каждого

Накануне II съезда народов Татарстана в редакции «Казанских ведомостей» состоялся круглый стол, где собрались представители нескольких национально-культурных объединений.

Венера ЯКУПОВА, главный редактор газеты «Казанские ведомости»:

- Мы хотим обсудить с вами самые актуальные проблемы, с какими сталкиваются люди разных национальностей, живущие в нашей республике, и чего они ждут от предстоящего съезда народов Татарстана.

- Первый съезд народов Татарстана прошел в 1991 году. Тогда общественно-политическая ситуация была совсем другая и национально-культурная проблема стояла особенно остро. И именно тогда была учреждена ассоциация национально-культурных объединений и создан Дом дружбы народов. Конечно, проблемы есть, но сначала хочется сказать о позитивных моментах. Сейчас сложилась такая ситуация, что языковые, культурные проблемы любая община при желании может решать. Основные мероприятия АНКО финансируются из республиканского бюджета. Мы активно участвуем в работе серьезных неправительственных международных организаций, таких как Европейский банк реконструкции и развития. Деятельность АНКО получила высокую оценку, например, комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблеса. Еще один важный момент. Мы наладили тесное конструктивное сотрудничество с государственными структурами, в том числе и с силовыми министерствами. Заключили с ними соглашение по решению серьезных миграционных проблем. Это очень хороший опыт, на который может ориентироваться вся Россия.

Определенный и очень важный 15-летний этап нашего становления закончен. Сейчас речь идет о преобразовании ассоциации в Ассамблею народов Татарстана. Ассамблея - более гибкая форма организации, и в основе этнокультурное движение республики. 20 октября АНКО соберется на конференцию, чтобы обсудить концепцию национальной политики Татарстана, разработать Устав ассамблеи.

- Главная проблема, волнующая представителей абсолютно всех национальностей, - проблема образования. Сегодня в Татарстане почти 1,5 миллиона русских - это второй по численности этнос, проживающий в республике. Но в Казани всего 9 русских гимназий, в Нижнекамске - одна, а в Набережных Челнах нет ни одной русской этнокультурной школы и гимназии: это либо русско-татарские, либо татарско-русские школы. И их выпускники в достаточной мере не знают русского языка, не могут грамотно писать. В Казани нет учреждений русской культуры. Даже в русском драматическом театре имени Качалова почти половина репертуара - это пьесы зарубежных, а не русских авторов. Мы сейчас ставим вопрос о создании в Казани Центра русской культуры - Русского дома, с бюджетным финансированием.

Много спорят и рассуждают о том, что же такое национальная идея России. А это и есть мирное сосуществование всех народов, жизнь в стране социально обустроенной, гарантирующей защищенность всем слоям населения, всем людям, независимо от их национальности, происхождения. Национальная идея -это страна, в которой удобно жить всем. По-моему, национальную идею Татарстана точно и емко, одним словом сформулировал Президент Минтимер Шаймиев. Это слово «Булдырабыз!» - «Мы можем!»

- Мы должны определиться с местом русских в политической, общественной и культурной жизни Татарстана. Это серьезная кадровая проблема. Посмотрите, в российском правительстве два министра-татарина. В Татарстане русских почти половина населения, а министр с русской фамилией всего один - Васильев. На вопрос «А почему же нет русских в верхних эшелонах власти?» обычно отвечают: «Ну, мы же не по национальности выбираем, а по способностям, по уму». И мне становится еще грустнее... Неужели русские - такой неспособный народ? Значит, нужно развивать свои способности, чтобы достойно проявлять себя на всех уровнях.

Русских часто обвиняют в шовинизме. Мы, русские, - за русских. Это естественно. И это совсем не национализм. Понимаете, когда мы стремимся приподнять русских, то ни в коем случае не пытаемся понизить статус и значимость других национальностей. Надо защищать свои интересы, не подавляя интересы другого. Каждый человек должен жить под девизом: «Пусть тебе будет хорошо. И мне не хуже». А многие руководствуются другим: «Пусть мне будет лучше, чем тебе». И я первый буду всеми силами поддерживать татар, которые заботятся о сохранении своей культуры, своих традиций. Как сказал Вольтер: «Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов отдать жизнь».

- Все правильно, любая нация должна иметь возможности для своего культурного, религиозного развития. И нет в Татарстане дискриминации русского человека!

Вы правильно подняли вопрос образования. Я сам профессор математики и должен сказать, что в нашем вузе половина первокурсников не могут решить квадратное уравнение. Они не могут правильно, грамотно писать и читать по-татарски. И по-русски тоже не умеют. Это общая больная точка, и не надо говорить, что русским языком татарстанцы владеют плохо, потому что в школах ввели уроки татарского языка. Вся проблема в системе образования.

Россия - многонациональная страна, и при разработке любых законов должны учитываться интересы каждого народа. А что происходит на деле? Недавно Госдума России приняла поправку о ликвидации национально-регионального компонента в школах и вузах. Это обосновывается тем, что в России должно быть единое образовательное пространство. Это означает, что у нас, в Татарстане, больше не будут изучать особенности нашего региона, точно так же, как и в других республиках и регионах не будут изучать свою культуру, историю. Дети станут учиться по усредненной программе. К чему это приведет? Мы все будем говорить на одном языке, вроде бы русском, но культура будет не русская и не татарская. Это будет культура маргиналов.

Регионально-национальный компонент необходимо оставить, и в каждом регионе должны быть созданы условия для преподавания на родном языке на всех ступенях образовательной системы: от дошкольной до вузовской.

- Наши дети уже являются носителями русского языка. И это факт. Трое моих детей - грузины, но они отлично владеют русским. Две дочери закончили школы с хорошими оценками по татарскому языку. А сын учится в татаро-турецком лицее. Он, по-моему, первый грузин, который там учится. Почему мы выбрали именно этот лицей? Да потому что если я вижу будущее своего сына в этом регионе, то, конечно, он должен хорошо знать и русский, и татарский язык. Обязательно. Но в то же время сын знает и грузинский язык, культуру. И никакого противоречия в этом нет.

Наша воскресная школа начиналась как ликбез, где детей учили родному языку. Сейчас мы вышли на более высокий уровень преподавания. Помимо занятий в национальных группах, у нас много общих мероприятий. Дети из разных отделений ходят друг к другу на открытые уроки, на праздники, просто в гости. Все нормально общаются друг с другом, и главное, мы стараемся сделать все, чтобы они чувствовали себя своими в этом обществе, а не приезжими, не чужаками... И знаете, здесь созданы все условия, чтобы люди разных национальностей ощущали себя в Казани как дома. Когда я бываю в Грузии, искренне говорю своим друзьям, знакомым: нам повезло, что мы живем в Татарстане, ведь Татарстан проводит мудрую, очень взвешенную политику в национальных вопросах.

- Небольшим этническим группам очень важно, чтобы в обществе царили мир и согласие, чтобы все мы были дружны. Ученым, историкам, политологам, социологам действительно надо серьезно разбираться в феномене Татарстана - почему на этой земле царят межнациональный мир и дружелюбие, почему все национальные общины - и большие, и маленькие - чувствуют здесь себя спокойно и комфортно?

История немецкой диаспоры в Татарстане начинается со времен Ливонской войны 1558 - 1583 годов, когда взятые в плен немцы тысячами были расселены в разные города России с правом свободного вероисповедания. Селившиеся в Казани немцы в большинстве своем были купцами и ремесленниками, были и учителя, чиновники. Немцами были почти все врачи и аптекари города, даже первым шофером в Казани был немец. С открытием университета в Казань прибыло немало профессоров из Германии.

Конечно, есть и проблемы. Наша лютеранская церковь досталась нам в руинах. Строительство этого здания было начато в 1771 году, и оно настолько ветхое, что в любой момент может рухнуть. В республиканской программе «Мирас - Наследие» предусмотрено 2,5 миллиона рублей на самые неотложные работы по восстановлению кирхи. Этих денег хватит только на фундамент. Но есть опасения, что программа не получит ни копейки.

Еще одна наша боль - дом на улице Московской, 58/5, где жил ученый Карл Фукс. Этот исторический памятник находится в плачевном состоянии. Немецкий дом неоднократно обращался в разные инстанции с требованием его реставрации и открытия в нем музея. Но пока здание разрушается...

- Нас, ассирийцев, живущих в Татарстане, всего около 150 человек. И чтобы мы перестали ощущать себя маленьким народом, смогли сохранить свою культуру, традиции, нам необходимы поддержка и помощь двух самых многочисленных народов: русских и татар.

Ассирийцы живут в Казани почти сто лет. И так исторически сложилось, что ассимиляции пока не произошло. Тот промысел, с каким они пришли сюда, остался до сих пор - это чистка и мелкий ремонт обуви. Знаете, раньше, в начале XIX века, кем были татары в Москве? Дворниками! А сейчас московские татары - одна из мощнейших национальных общин. Это руководители фирм, предприятий, высокопоставленные чиновники. Это мощь и опора России. А ассирийцы... В начале XIX века они чистили обувь россиянам. Прошло сто лет. И чем занимаются ассирийцы? Чистят обувь россиянам... Конечно, мы понимаем, что ассимиляция неизбежна. И с этой проблемой сталкиваются абсолютно все малочисленные народы. Ну не хотят ассирийские девушки выходить замуж за ассирийцев. А знаете почему? Они не хотят мужа-сапожника, у которого дед и отец - тоже сапожники. Наверное, это естественный процесс. Но тем, кто пытается сохранить свои традиции, надо помочь. Мы же немногого хотим: работать, зарабатывать, чтобы нормально жить, воспитывать детей, сохраняя при этом свою культуру.

Ассирийская община Татарстана была признана самой активной в мире. Мы проводим и международные конференции, круглые столы. И даже выпускаем за свой счет журнал «Бара» («Свет»). У нас был ансамбль, был сайт. А несколько лет назад ситуация изменилась. В 2003 году истек срок аренды земельных участков ассирийцев для их традиционного промысла. В течение последних лет мы бьемся за то, чтобы сохранить людям возможность зарабатывать хлеб насущный. В 2006 году я обратился к Президенту Татарстана. Он тепло к нам относится и поддержал нас. Обращался и к мэру Казани. Но письмо до мэра дошло только через год. И он тут же дал распоряжение главам районных администраций, чтобы все наши обувные точки работали. Но вопрос так и остался нерешенным. Буквально неделю назад на наше предприятие наложили штраф - 10700 рублей за незаконное использование земли. И это не первый случай. Но все-таки, несмотря на эти временные сложности, мы на самом деле счастливы, что живем именно здесь. И как доказательство этому всего один факт - за все сто лет ни одна ассирийская семья не уехала из Татарстана.

Венера ЯКУПОВА, главный редактор газеты «Казанские ведомости»:

- Спасибо всем вам, что вы нашли время приехать к нам в редакцию и поделились своими проблемами и мыслями о национальной политике Татарстана. Надеемся, ваш голос будет услышан.

Этнокультурная эстафета стартует в Казани

19 октября в 10 часов утра на площади перед театром имени Г.Камала стартует этнокультурная эстафета «Мы вместе», посвященная предстоящему съезду народов Татарстана.

После красочной церемонии открытия фольклорные коллективы, представители национально-культурных объединений, спортсмены, деятели культуры отправятся на автобусах по всем районам Татарстана, чтобы представить татарстанцам свою национальную культуру. Во время акций этнокультурной эстафеты жители нашей республики смогут увидеть выступления лучших творческих коллективов.

В рамках эстафеты проходит республиканский фестиваль «Татарстан - наш общий дом». Он начался в мае и проводился в несколько этапов. Победители фестиваля примут участие в большом праздничном концерте «Татарстан - наш общий дом», который пройдет 3 ноября в театре оперы и балета им. М.Джалиля.

Маршруты этнокультурной эстафеты:

1. Буинск (Тетюши, Дрожжаное, Апастово, Верхний Услон, Кайбиц ы, Камское Устье).

2. Мензелинск - Сарманово - Набережные Челны.

3. Бугульма - Лениногорск - Заинск.

4. Балтаси - Атня.

5. Нурлат - Черемшан - Чистополь.

6. Мамадыш (Елабуга, Менделеевск, Агрыз).

7. Зеленодольск (Высокая Гора).

8. Лаишево (Пестрецы, Рыбная Слобода).