ДОРОГА К ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ ИДЕТ ПО СТАЛЬНЫМ МАГИСТРАЛЯМ!

11 октября в Нижнем Новгороде прошел семинар-совещание руководителей региональных средств массовой информации, посвященный созданию открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

news_top_970_100

11 октября в Нижнем Новгороде прошел семинар-совещание руководителей региональных средств массовой информации, посвященный созданию открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Слухи об акционировании крупнейшей и едва ли не последней государственной монополии - сети российских железных дорог, входящих в систему Министерства путей сообщения РФ, муссировались в обществе давно. Не секрет, что и отношение к этому в разных слоях населения, в том числе и среди железнодорожников, было неоднозначным. Но когда 18 сентября 2003 года председатель правительства РФ Михаил Касьянов подписал постановление №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», стало окончательно ясно, что и в этой отрасли ожидаются большие перемены.

Будут ли они созидательными, а не разрушительными, принесут ли пользу экономике страны, послужат ли делу улучшения обслуживания пассажиров, повышения качества и количества грузовых перевозок? Эти и другие острые вопросы чаще всего задавали на семинаре журналисты, съехавшиеся почти из всех городов и весей, входящих в зону деятельности шести отделений дороги - Муромского, Горьковского, Кировского, Казанского, Ижевского и Владимирского. Надо признать, что руководство Горьковской железной дороги, получившей недавно новый статус филиала ОАО «РЖД», в лице двух заместителей начальника ГЖД - Финариса АХКЯМОВА и Александра ТЮРНИКОВА - достаточно обстоятельно и квалифицированно объясняло суть происходящих перемен, волнующих сегодня не только огромную армию железнодорожников, но, пожалуй, и всю страну.

- Сегодня наша магистраль, которая по праву является флагманом отрасли, переживает сложный и ответственный период реформирования, - сказал, открывая семинар, заместитель начальника Горьковской железной дороги по реформированию Финарис Ахкямов. - Как подчеркнул министр путей сообщения России Геннадий Матвеевич Фадеев, эта реформа как никакая другая не имеет права на ошибку. Сегодня я хочу вас заверить, что этой ошибки не произойдет. Ведь программа реформирования железнодорожного транспорта разрабатывалась несколько лет, в ходе ее подготовки был глубоко изучен опыт реформирования железных дорог развитых стран, максимально учтены достижения и ошибки отечественных реформ. Особо хочу подчеркнуть, что разворачивающейся в нашей отрасли реформе оказывают всемерную поддержку Президент страны В.В.Путин, руководители субъектов Российской Федерации, депутаты региональных законодательных органов и Государственной думы РФ. Программа реформ рассчитана до конца 2010 года, а ее отличительная черта - это постепенность и поэтапность, что особенно важно.

- Многих пассажиров сегодня волнуют не столько коллизии реформ, сколько уровень и качество работы железнодорожного транспорта. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Наша магистраль работает стабильно. За 9 месяцев текущего года грузооборот вырос на 5 процентов, производительность труда увеличилась на 2,5 процента, выросла отдача от техники. В последние годы на дороге не допускалось катастроф, аварий с человеческими жертвами. Активно внедряются новая техника, средства связи и контроля, реализуется много научно-технических программ, например программа «Скорость», направленная на повышение участковых скоростей железнодорожного транспорта. Немалую роль в наших успехах играет стратегическое партнерство, осуществляемое дорогой с промышленными предприятиями регионов. В июле, например, был подписан контракт между МПС России и Выксинским металлургическим заводом на поставку 4,8 миллиона железнодорожных колес до 2010 года. Причем срок службы этих колес не 6 лет, как было прежде, а 12. Отличные связи налаживаются у нас и в Татарстане. В июне мы подписали новый договор о сотрудничестве, ориентированный на отечественного производителя. В частности, на Зеленодольском судостроительном заводе начинается производство железнодорожных нефтеналивных цистерн, которые пользуются огромным спросом. Республика Татарстан будет также поставлять для нашей отрасли литейные изделия для вагонов, компрессоры для очистки стрелок, для ремонта локомотивов, автомобили «КамАЗ» и многое другое. Отличные партнерские отношения сложились у нас с тракторными заводами во Владимире и Чебоксарах, ОАО «ГАЗ», Кировским машзаводом и многими другими предприятиями.

- Скажите, а как отразится реформирование железных дорог на зарплате работающих?

- Думаю, что положение дел будет меняться в сторону ее увеличения. В августе размер средней заработной платы на нашей магистрали (а у нас трудятся 105 тысяч человек) составила 6915 рублей, а у тех, кто непосредственно занимается перевозочной деятельностью, средняя зарплата чуть выше - 7291 рубль. Сегодня принято решение о пересмотре отраслевой тарифной сетки до 9-го разряда рабочей категории. Мы уже начали эту работу, и я могу сказать, что у нас ожидается увеличение заработной платы в среднем на 12 процентов. Это увеличение никак не будет связано с удорожанием билетов, а произойдет за счет новой системы финансирования отрасли, введенной руководством ОАО «РЖД».

- Верно ли опасение, что в ходе акционирования отрасли многие важные объекты попадут в частные руки, а может быть, и к иностранцам?

- Для этого нет никаких предпосылок. 100 процентов акций принадлежат правительству России, имущество в частные руки попасть никак не может, потому что эти акции будут распределяться прежде всего по трудовым коллективам, работающим на дороге.

- Что конкретно может выиграть пассажир в ходе реформирования вашей отрасли?

- Мы очень надеемся, что с созданием ОАО «РЖД» и его филиалов увеличится приток инвестиций в нашу отрасль. Это жизненно важно, потому что сегодня износ основных фондов составляет свыше 60 процентов. Для того чтобы обеспечивать нормальное и безопасное функционирование дороги, нам сегодня нужен современный и комфортабельный подвижной состав. Надо поддерживать и отечественного производителя. Взять, к примеру, прекрасный машиностроительный завод в Твери, который делает для нас вагоны мирового уровня. Но он не может выпустить их столько, сколько нужно, потому что на это не хватает средств. С приходом инвесторов, которые уже стучатся, как сказал президент ОАО «РЖД» Г.М.Фадеев, в наши двери, многие проблемы будут решаться куда быстрее и эффективнее. А значит, улучшится качество обслуживания пассажиров, увеличится безопасность движения.

- В Эстонии железнодорожники также ждали инвесторов, а в итоге все закончилось едва ли не развалом всей отрасли. Где гарантия, что у нас не случится такого, что реформы будут вестись честно и открыто?

- Мы очень внимательно изучали опыт многих стран, в том числе и эстонский. Чужих ошибок не будет - это точно. Что же касается открытости и прозрачности наших реформ, мы для того и пригласили вас, журналистов, чтобы вести через вас открытый диалог с читателями, объяснять им все, что происходит сегодня на железной дороге. Ну а главными гарантами того, что все будет честно, являются президент и правительство нашей страны, под руководством которых осуществляется реформирование нашей отрасли. Более высоких гарантий, по нашему мнению, трудно представить...

- Будут ли передаваться на баланс муниципальных образований жилищно-коммунальные, социальные, спортивные, культурные и другие объекты?

- Одним из условий реформирования является требование, чтобы с дороги ушла деятельность, не свойственная ей. Этот процесс начался уже давно с передачи всего ведомственного жилья на баланс тех населенных пунктов, где оно располагается. На сегодня мы передали около 920 тысяч квадратных метров жилья, на нашем балансе пока остаются еще 330 тысяч. Что касается ведомственной медицины, то она у ОАО «РЖД». Правда, зарплата наших медиков не очень высокая, но начальник дороги в эти дни уже принял решение о повышении ее в среднем на 1100 рублей.

- Останется ли прежней схема дотации пассажирских перевозок?

- Да, пока источниками финансирования являются те же компенсации из бюджетов регионов, где мы осуществляем пассажирские перевозки, покрытие расходов самой дорогой в части затрат на перевозку самих железнодорожников, а также коммерческая работа.

- Почему вы думаете, что в ОАО «ГЖД» инвесторы побегут толпами? А почему же они не бежали к прежнему собственнику - МПС России?

- Вопрос тут не в доверии, а в технике исполнения. Мы ведь были федеральным унитарным государственным предприятием, сейчас перешли в акционерную собственность. Прежде инвесторов отпугивал очень сложный разрешительный механизм предоставления гарантий. Теперь же дело значительно упростилось, потому что акционерная собственность имеет куда большую привлекательность, а главное, под нее легче получить гарантии в банке.

...Как видите, семинар был весьма плодотворным и интересным. И хотя руководители Горьковской железной дороги дали ответы далеко не на все вопросы, было ясно: железнодорожники кровно заинтересованы, чтобы придать реформированию своей отрасли как можно более широкую гласность. Это значит, что такие встречи, семинары, пресс-конференции будут продолжены и впредь. Мы, журналисты, только «за»: ведь среди наших читателей немало и железнодорожников, и пассажиров, и грузоотправителей. В конце концов вся наша жизнь так или иначе связана со стальными магистралями. Так что мы и впредь будем знакомить вас с ходом акционирования крупнейшей отечественной отрасли, от результатов которого зависит многое не только в жизни отдельного подразделения ОАО «РЖД», региона, который оно обслуживает, но и России в целом.

Владимир МУЗЫЧЕНКО, специальный корреспондент.

Казань - Нижний Новгород - Казань.

news_right_column_240_400