- Когда зародилась мечта стать тренером?
- Сразу, как только начал заниматься баскетболом. В баскетбольную секцию я пришел довольно поздно, в обучении отставал от сверстников. Для того чтобы догнать их, помимо тренерских установок, я самостоятельно пытался вникнуть в суть игры. Другими словами, сам стал для себя тренером. Составлял индивидуальные планы тренировок, искал причины ошибок, думал об их исправлении. Конечно, и тренер уделял мне достаточно внимания, и ребята помогали, особенно Миндаугас Лукошюс (вот с каких пор мы вместе), но без анализа занятий, самоподготовки я бы прогрессировал значительно медленнее. В 1993 году, играя за бельгийскую команду, вдруг захотел потренировать детей, и мне предоставили такую возможность.
- Помогает в тренерской работе игровой опыт или, наоборот, где-то мешает?
- И то, и другое. Есть много выдающихся тренеров, которые не были великими игроками. Игровой опыт - дело хорошее, но, став тренером, надо смотреть шире, вникать в баскетбол глубже, перестраивать отношения с игроками с партнерских на вертикаль «тренер - баскетболист». Если тренер будет продолжать жить, думая как игрок, ему сложно добиться хороших результатов.
- Руководя молодежной командой, предполагали, что в новом сезоне возглавите главную команду клуба?
- Не исключал такую возможность. Работать главным тренером в УНИКСе всегда было моей мечтой. Своей работой я стремился доказать, чего стою как тренер. Мне было непросто, я не прошел поэтапный путь от тренера детской, юношеской команд до наставника профессионального коллектива. Закончил игровую карьеру, сразу стал работать в «Урал-Грейте», где была поставлена задача стать чемпионом страны.
- Чем объяснить небольшой срок работы главным тренером в московском «Динамо» и «Урал-Грейте»?
- Когда в «Урал-Грейте» отказались от услуг главного тренера, мне предоставили возможность заменить его до окончания сезона. Я не предполагал, что руководство клуба рассматривает мою кандидатуру как временную, что не получу шанс отработать хотя бы один сезон. И полностью отдался работе. Нагрузка была колоссальной, именно в этот период я начал седеть. В межсезонье руководство «Урал-Грейта» предпочло, по его мнению, более опытного тренера. В «Динамо» вначале декларировались одни цели, потом оказалось, что бюджет клуба для решения больших задач недостаточен. Но требования к команде и тренеру по-прежнему оставались высокими, даже, я бы сказал, завышенными. Руководству не нравился мой стиль работы: давал повышенные нагрузки - подвергался критике; предоставлял игрокам выходной - опять не так делаю…
- Не только УНИКСом, командой любого уровня руководить сложно. Тренера как личность, его игровую концепцию должны принять игроки. Должен быть налажен хороший деловой контакт между тренером и баскетболистами. Тренеру, завоевавшему доверие игроков, значительно легче. Он не должен игнорировать мнение игроков. Я, к примеру, стремлюсь объединить свой опыт с опытом баскетболистов для совместной плодотворной работы. Тренерская работа - работа творческая, и подходить к ней надо творчески, избегать шаблонов, своевременно вносить требуемые изменения, тонко чувствовать пульс командной жизни.
- Кто из баскетбольных тренеров современности вам нравится, близок по духу?
- Мне очень нравится работать с моим помощником Миндаугасом Лукошюсом. Мы не впервые работаем в паре. Думаю, дополняем друг друга. Что касается знаменитых тренеров, мне нравятся философские баскетбольные концепции Станислава Еремина и Желько Обрадовича. Что-то я перенял из работы испанских тренеров, когда жил и играл в этой стране. Иногда даже чья-либо фраза может дать толчок к претворению в жизнь продумываемой тренерской идеи. Что-то новое в баскетболе изобрести трудно, а вот подметить интересную разработку, перевести ее в русло собственных тренерских идей бывает очень полезно.
- Кто вы: тренер-диктатор или тренер-демократ?
- Я - тренер-демократ и вряд ли буду иным. Сторонник того, чтобы баскетболист не из-под палки, а сердцем воспринял тренерские идеи, чтобы тренер и игроки были единомышленниками, стремящимися к одной цели. При таком характере взаимоотношений можно добиться значительно большего, нежели принуждением. Это я понял еще игроком и убедился в этом на тренерской работе.
- Почему УНИКС неровно выступает в нынешнем сезоне - наряду с яркими победами обидные поражения в чемпионате страны?
- Невозможно пройти весь сезон без поражений. А что, УНИКС не проигрывал в прошлом году? ЦСКА не проигрывал? Кто не проигрывал? Покажите мне такую команду. Игру невозможно запрограммировать. Даже блестяще проводимый поединок может завершиться поражением. Сейчас мы делаем новую команду, строим новую игру, на это нужно время, поэтому какие-то ошибки, недоработки неизбежны.
- Ваше тренерское кредо? Что первично: защита или нападение?
- Обе составляющие игры тесно взаимосвязаны. Я вот что подметил: баскетболист, удачно играющий в нападении, с большим желанием защищается. Но начинать все же надо с защиты. Успешные действия в обороне придают уверенности баскетболистам. Но бывает и так: команда активно, грамотно защищается, а в нападении ничего не получается и все усилия сводятся на нет.
- Чего не хватает УНИКСу, чтобы стать чемпионом России?
- Времени и упорства.
- Чего вы никогда не простите игроку?
- Расхлябанности, нежелания играть с полной самоотдачей.
- Продолжите фразу: «Я люблю баскетбол за то…
- …что он есть».
- Каковы ваши жизненные увлечения?
- Жить очень интересно, в каждой жизненной сфере есть много того, что хочется понять, постичь. Увы, времени катастрофически не хватает - все поглощает баскетбол. Свободного времени стало еще меньше, когда назначили главным тренером. Скажу точнее: его практически нет. Но когда выдается свободный вечер, стремлюсь полноценно отдохнуть. Увлекаюсь горными лыжами, благо под Казанью есть где на них покататься. Летом предпочитаю подводное плавание.
- Тяжело жить в Казани одному без семьи?
- Конечно. Но такова тренерская судьба. У многих моих коллег жены и дети живут в других городах и странах. Обстоятельства не позволяют быть вместе. У меня дом в Испании, дочери учатся в этой стране. Жена при детях, так что приходится жить в разлуке, в ожидании встреч.
- Кто ваши друзья, каким должен быть друг?
- Настоящих друзей много быть не может. Друг - это тот, кто всегда с тобой: и в горе, и в радости. Друг - тот, кто тебя всегда поймет, поддержит в трудный момент, подставит свое плечо. Я рад, что у меня такие друзья есть. Не все, но большинство из них баскетболисты. И это вполне объяснимо. Из-за занятости нам не хватает общения. Личные встречи заменяются телефонными разговорами. Друзья понимают ситуацию и не обижаются.
- С чего обычно начинается ваш день?
- Когда был баскетболистом - с зарядки, а сейчас с холодного душа. После душа, пока кофе варится, включаю видеозапись баскетбольного матча, чтобы на утренней тренировке четче представлять, над чем нужно работать.
- Каким вам видится баскетбол будущего?
- Он сильно не изменится, но станет более мобильным, скоростным. Увеличится процент реализации бросков. Игра будет более зрелищной. Наряду с прогрессом в нападении не отстанет и защита. А это потребует улучшения физических кондиций игроков.
- Какие спортивные игры вам нравятся, какие баталии в Казани вы посещаете?
- Я люблю спорт в целом. Мне нравится смотреть спортивные состязания - от этого я получаю большое удовольствие. В Казани был на футболе, часто смотрю волейбол. Не упускаю возможности посетить соревнования по легкой атлетике, поскольку раньше сам ею занимался.
- Вы смотрите соревнования глазами профессионального тренера?
- Нет, на соревнованиях я стараюсь забыть, что тренер. Веду себя как обычный болельщик: кричу, свищу, прыгаю... Должен же я где-то получать разрядку, отдыхать.
- Есть у вас неосуществленная мечта?
- Хочу, чтобы УНИКС стал чемпионом России, и не только России.