Экипаж уполномочен спросить

Старая техника, дефицит средств на техобслуживание, невыполнение регламентных работ и некачественный капремонт техники – такой диагноз ставят российской авиации летчики и авиатехники.

news_top_970_100

ДИАГНОЗ.Старая техника, дефицит средств на
техобслуживание, невыполнение регламентных работ и некачественный капремонт техники – такой диагноз ставят российской авиации летчики и авиатехники. Бывшие члены экипажа одной из авиакомпаний (их летный стаж около 10 лет: с середины 80-х до середины 90-х) на условиях полной анонимности согласились встретиться с корреспондентом «Казанских ведомостей». Публикуем их рассказ с сокращением.
ОТКРОВЕННО. Экипажи искусственно продлевали летный ресурс самолетов уже в конце 90-х годов прошлого века. По негласному правилу в конце полета в бортовой журнал заносили 2 - 3 незначительных замечания о состоянии борта. А на отдельном листке подробно записывали все обнаруженные технические неисправности. После полета авиатехники работали именно по листку. Неполадки, конечно, все устраняли, но ведь информация о истинном состоянии борта была искажена. Предполагаем, что многие воздушные суда, построенные еще в 70-х годах прошлого века, давно отлетали свой ресурс.
ВО ИМЯ ЖИВЫХ. Действительно, каждая авиакатастрофа вызвана цепью событий. Самолет – это сложнейшая техника, напичканная всевозможными приборами. Если упустить из вида хоть одно звено, трагедия неминуема. В 80-х в небе над Сибирью потерпел катастрофу самолет одной авиакомпании. Перед вылетом он, как обычно, прошел предполетную подготовку, все вроде бы было хорошо. Но незадолго до приземления борт вдруг разорвало на мелкие куски. Экипаж и все пассажиры погибли. Позже выяснилось, что причиной трагедии стала неисправность одной из многочисленных небольших деталей, вследствие чего у самолета отвалилось крыло и он взорвался. Конструкторы сразу усовершенствовали деталь, заменив ее на всех судах этого типа, но люди-то уже погибли… Получилось, что их смерть спасла тысячи жизней других пассажиров.
Самое простое – свалить все на погибший экипаж. К сожалению, иногда ради того, чтобы сохранить репутацию авиакомпании, производителя, это и делается. Хотя истинной причиной катастрофы может быть техническая неисправность или оплошность наземной службы. Эти ведь люди живы, остались на земле, у всех семьи. А с мертвых какой спрос…
КАДРОВЫЙ ГОЛОД. Проскальзывают версии, что командир погибшего «Боинга» был неадекватен, пьян. Чушь полная! Экипажи гражданской авиации готовят очень серьезно. Предполетная подготовка – это медосмотр, знакомство с заданием, изучение дальности полета, маршрута. Командир, пилоты, бортпроводники подписывают кучу документов. Последним ставит подпись начальник авиационно-диспетчерской службы, который выпускает экипаж в рейс. То, что наземные службы могут допустить недогляд при регламентных работах, тоже объяснимо. Вся авиапромышленность – и производители, и эксплуатанты - ощущают острый дефицит кадров. В тяжелые и безденежные 90-е годы многие пилоты, бортпроводники, авиадиспетчеры, техники сменили работу. Закрылись из-за недобора летные училища. Для того чтобы ликвидировать кадровый голод в авиации, понадобится не один год.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТА. Почему у нас не строят самолеты, отвечающие мировым стандартам? Почему сегодня, чтобы выжить, авиазаводы вместо производства воздушных судов вынуждены заниматься ширпотребом? Когда же мы будем отдавать предпочтение отечественным самолетам, а не покупать заграничный хороший, но бывший в употреблении борт?..

Только 48 процентов российских аэродромов имеют систему светосигнального оборудования, 14 процентов ее необходимо заменить.
Срочного проведения реконструкции требует 12 процентов взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием, 18 процентов взлетно-посадочных полос с грунтовым покрытием требуют проведения капитального ремонта.

(Из доклада руководителя Росавиации
Е.Бачурина на расширенном заседании коллегии Росавиации, сайт AviaFOND.ru 17 марта 2008 г.)

news_right_column_240_400