Пять вечера. Станция «Компрессорный завод». До подхода электрички Арского направления чуть меньше часа. Ревизоры и контролеры, выполняя масштабную операцию под названием «Зайцам хода нет!», занимают стратегические точки на подступах к платформе.
- Прыткие какие, - ворча, разворачивают они любителей бесплатной езды к кассе. – Не нравятся наши цены, ловите «мотор»!
Желающих прокатиться на халяву мало: видимо, знают крутой нрав местных контролеров. Опытные безбилетники для посадки выбирают мелкие станции, где нет никакого догляда, а потом, прячась от ревизоров и контролеров, перебегают из одного вагона в другой. Метод, надо сказать, проверенный не одним поколением зайцев.
Пивбар и казино
Рабочий народ на колесах каждый день проводит часа по два. Каждый на свой лад убивает дорожное время. По утрам особых развлечений нет. Чтобы успеть на работу к восьми, провинциалу нужно попасть на электричку, отъезжающую из Арска в 5.40 или 6 часов. Вставая с петухами, люди в пути добирают крохи сна, и поэтому утренние рейсы немногословные. Впереди рабочий день.
Вечером народ куда более раскрепощенный. В вагонах образуются маленькие тусовки по знакомствам. Тут тебе и импровизированные пивбар с казино, и домашний клуб по интересам - кто во что горазд.
Впереди меня троица парней вольготно расположилась на двух скамейках с нехитрой закуской и баллонами пива. Через две-три станции пенистый напиток, видимо, взыграл в крови молодых людей: лица раскраснелись, тональность разговора повысилась, доводы подкреплялись активной жестикуляцией и крепким словцом. В порыве дискуссии один парень смахнул шапку с мужчины, сидевшего передо мной.
- Друган, не со зла! - тут же с благодушной улыбкой извинился спорщик. - Не рассчитал маненько.
Решив не испытывать судьбу, в поисках более спокойного места ухожу в другой вагон. Здесь действительно чуть потише. Приземляюсь недалеко от компании картежников. По сосредоточенным лицам вижу, что игра идет не на жизнь, а на деньги. На кону не такая уж и крупная сумма, но важен ведь не результат, а процесс. Игроки и болельщики смачно комментируют каждый ход, подначивают друг друга, награждая проигравшего насмешливыми эпитетами. С соседнего ряда за происходящим наблюдают подростки. Воспитательный процесс в самом разгаре...
И вновь зайцы
Тем временем по вагону словно ураган пронесся. Мои соседки, дамы бальзаковского возраста, тревожно оглядываясь на дверь и быстренько подхватив сумки, поспешили на выход из вагона. Разгадка подобного поведения стала понятна через две минуты: в проеме появилась женщина-контролер. Она неспешно шла по проходу, проверяя билеты. Только страхи моих соседок вроде как оказались лишними. Контролерша довольно лояльно отнеслась к некоторым безбилетным пассажирам. Понимающе кивнула она двум ребятам, попивавшим пиво. Те объяснили отсутствие билетов безденежьем. Ну а чего ж тут непонятного? Поиздержалась молодежь на пиво, а домой попасть хочется. Простила контролер отсутствие проездного документа молодому мордовороту. Он спал, уткнувшись в воротник куртки. Стоило тому только поднять заспанные удивленные глаза (кто мог нарушить его покой?!), как женщина тут же отступилась. Действительно, чего там. Пусть отдыхает после трудового дня.
- Себе дороже требовать у таких молодчиков билеты или деньги за проезд, - позже призналась одна из работниц ревизорской службы. – Работаем до ночи, могут не только бранью ответить, но и отшвырнуть куда подальше. Пассажиры ведь не заступятся.
Ежики в тумане
В Арск я ехала впервые, а потому дороги совсем не знала. Большого беспокойства по этому поводу вначале не испытывала. Есть ведь контролеры, ревизоры, машинист по громкой связи должен объявлять названия станций. Но уже на первых километрах пути мной овладела легкая паника. За окном кромешная тьма, можно чуть-чуть разглядеть ночной лесной пейзаж, лишь припав к стеклу. Голос машиниста, объявлявшего по микрофону название станции, был похож на бульканье в безводной водопроводной трубе. Не понять ни одного слова! Пытаюсь прочитать название станции во время остановки, но не тут-то было. Освещение на платформе минимальное, а вывеска с названием и вовсе в темноте. «Направление Арское, тьма египетская», - саркастически резюмирую я и полагаюсь на опыт своих попутчиков. Им уже не привыкать ездить подобно мультяшному ежику. Как в тумане.
До комфорта ли им!
Вечерний Арск встретил меня бураном и довольно презентабельным на вид вокзалом. Правда, горячего чая там попить не удалось. Пришлось довольствоваться импровизированным буфетом в придорожном продуктовом магазинчике. Пока я «уговаривала» ватрушку с повидлом под чашку суррогатного кофе, словоохотливые продавщица и забежавшая на минутку ревизорша выложили всю подноготную о жизни и проблемах арчан.
- Не от хорошей жизни наши жители каждый день ездят в Казань, - говорят женщины. – В Арске только рынок дает работу, но ее не хватает на всех. Есть еще пекарня, но там свой устоявшийся коллектив. На ферму, что ли, идти в соседнюю деревню - по три раза на дню отмахивать по пять километров туда и обратно? Вот и мотается народ. Попробуйте на 6-часовой электричке проехать - в вагонах не протолкнуться. Этот поезд так и называют – рабочий. До комфорта ли им! Приткнуться на скамейку, чтобы усталые ноги вытянуть, да скорей бы домой попасть. Раньше восьми вечера вряд ли получится. А там ведь тоже дела ждут.
- А как быть с хулиганами, нарушителями общественного порядка? – интересуюсь я. – Ведь пьют в вагонах, в тамбурах курят. Милиции вообще нет?
- Да все у нас есть, - отмахивается женщина-ревизор. – Только не нужна в наших электричках милиция. Все ведь свои, каждый день видятся. А то, что немного расслабляются в пути, так ведь говорю же, не от хорошей жизни.
Возвращалась я в Казань в пустом почти вагоне. На полу перекатывались пустые банки из-под пива, под ногами шуршала шелуха от семечек, а на скамейках валялись двухдневной давности билеты...