Есть ли будущее у газет и журналов в Республике Татарстан?

Как подписаться на газету в киоске, избавиться от макулатуры в подъезде и почему в газетных киосках нет местной прессы? Эти и еще ряд других проблем обсудили на круглом столе «Современная периодика: путь к читателю», который состоялся в Союзе журналистов РТ. Точки взаимопонимания пытались найти издатели и распространители.

news_top_970_100
Автор фото: jacta.ru

Вернуть местную прессуВенера ЯКУПОВА, заместитель председателя СЖ РТ, главный редактор газеты «Казанские ведомости»: - По поводу будущего печати звучат самые убийственные прогнозы. Действительно, в последние годы рынок региональной прессы сокращает свои тиражи. Но, как считают медиаэксперты, окончательного вытеснения другими информационными носителями не произойдет. И прежде всего потому, что для определенной категории населения, а также жителей малых городов и сельской местности печатные издания остаются практически единственным источником получения информации. Интернет интернетом, но доступа к нему не имеют 60 процентов населения!
На примере «Казанских ведомостей» хотелось бы сказать: мы испытываем сложности в диалоге с партнерами-распространителями. Непонятно, почему идет стопроцентная наценка на розницу, не можем понять, какова маркетинговая политика со стороны наших партнеров.
Александр ЛАТЫШЕВ, заместитель председателя СЖ РТ, главный редактор газеты «Республика Татарстан»:- Дальнейшее общественное молчание может привести к гибели печати, которая испытывает рыночный «жим» со всех сторон. Для печатного издания с появлением интернета сложилось некое противоречие: часть читателей уходит на сайты - электронные версии газет. В результате падает спрос на бумажные носители - уменьшается количество подписчиков. Но за тиражи надо бороться - это важно и для нас, производителей, и для рекламодателей.
Поэтому толкаемся локтями на этом рынке отчаянно, экономим на всем, чтобы сохранить, например, достигнутый уровень розницы. Распространяем газеты в специализированных торговых точках, офисах крупных предприятий, на бензозаправках, в гостиницах и т.д. 
Случаются и неприятные открытия. Столкнулись с тем, что нас пускают со специальной стойкой для газеты на территорию международного аэропорта «Казань» только за 25 тысяч рублей в месяц. Причем разрешение мы должны получить у какой-то фирмы из Новосибирска! Какое, интересно, она имеет отношение к информационному пространству Татарстана? Если такая ситуация на законном основании, тогда, может быть, требуется вмешательство наших депутатов?
Этери ИЛЬИНА, член правовой комиссии Союза журналистов РТ, преподаватель факультета журналистики КФУ:- Вот уже несколько лет сталкиваюсь с самым настоящим дефицитом местной прессы. Прошу студентов принести на занятия номера «Казанских ведомостей» и «Республики Татарстан», а те не могут их найти в киосках! Вынуждены работать в основном с желтой прессой, которой в киосках предостаточно. Местных газет нет.
Зуфар ХАКИМЗЯНОВ, директор «Горпечати» (входит в ГК «Альянс»):- На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается около семидесяти тысяч печатных изданий, и вполне логично, что не каждое из них можно найти в нашем киоске. Мы заинтересованы в диверсификации ассортимента для привлечения потенциальных покупателей и реализации их основного конституционного права на свободный доступ к информации. Нашей первостепенной задачей является реализация газетно-журнальной продукции на достойном уровне, и наш торговый персонал имеет соответствующую мотивацию. Вход в нашу сеть открыт для любого издателя. Естественно, что дополнительные меры по продвижению обсуждаются отдельно.
Новой для нашего потребителя услугой является подписка на издания, осуществляемая через наши киоски. Это дает покупателю гарантию того, что интересующее его издание дойдет до него даже в случае, если он не сможет подойти за ним к нашему киоску в первый день продаж. Помимо этого, мы осуществляем инвестиции в новые торговые павильоны, которые приходят на смену старым. Это расширяет торговые площади и обеспечивает дополнительный комфорт для потенциального покупателя. 
Данный вопрос особенно актуален, принимая во внимание общеевропейскую статистику, где на каждые 800 - 1000 жителей приходится одна точка распространения (в Казани - одна торговая точка приходится на 4000 - 5000 жителей). К сожалению, наш бизнес не имеет налоговых привилегий, несмотря на социальную значимость, и за последние два года налоги, как и для других секторов, увеличивались дважды.
Фарит ШАГИАХМЕТОВ, заместитель руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям:- Общественно-полити-ческим и социально значимым изданиям однозначно должна оказываться государственная поддержка. Как и в ряде стран Европы, они смогут выжить только таким образом. В республике ряд таких изданий поддерживается, например, налоговыми послаблениями на федеральном уровне. Но доставка до читателей - очень слабое звено. Нужны законодательные инициативы, которые должны быть поддержаны в масштабах страны. Поэтому необходима следующая встреча, конструктивный диалог с теми, кто издания распространяет. Можно выслушать их мнение и поддержать, если оно приемлемо.
Спам газете не конкурентЮрий АЛАЕВ, главный редактор газеты «Время и деньги»: - Понятно, что рынок рекламы - основной источник существования печатных изданий, не безграничен. К тому же сейчас 80 процентов его отнимают бесплатные издания. Для их создания и существования больших усилий не надо прилагать - помещение, верстальщик, парочка рекламных менеджеров… И огромные амбиции для рекламодателей в виде заявленных стотысячных тиражей, которые на самом деле оборачиваются мусорными грудами в подъездах. Представьте себе, что было бы, если бы эта навязанная услуга населению прекратила свое существование? Какие деньги могли бы выплеснуться на рекламный рынок? В этом случае произойдет перераспределение бюджетов и никаких проблем с оплатой распространителей у тех изданий, которые имеют приличный контент, не будет. Ведь это вопрос простой: получаешь услугу - плати за нее.
Асхат ВАФИН, председатель совета общественности УК «Уютный дом»:- Для того чтобы получить любимую газету, можно завести абонентский ящик на почте. Конечно, обойдется дороже, но если не хочешь расставаться с любимой газетой, будешь вынужден это сделать. Однако совсем от почтового ящика в подъезде отказаться невозможно - туда приходят счета-фактуры, квитанции. Приходится быть очень внимательным, чтобы не выкинуть их с рекламным мусором. Этот вопрос мы решили таким образом: во всех четырех подъездах установили картонные коробки. На растопку… Но техперсонал все равно жалуется на то, что приходится больше убирать - во всех 452 домах нашей управляющей компании. К сожалению, заслон на пути распространителей поставить невозможно - всегда найдется кнопка, при помощи которой они смогут прошмыгнуть в подъезд. 
Владимир КОРОЛЮК, ведущий инженер отдела подписки и обработки заказов УФПС «Татарстан почтасы»: - Считаю, что право на жизнь имеют все издания - у любой газеты всегда найдется читатель, который рад этому изданию. Одним из путей решения проблемы могла бы стать установка рекламных стоек, откуда все желающие смогут брать по необходимости газету. Так она попадет в руки тех, кому интересна. Вот тут и будет видно, сколько экземпляров в этом подъезде необходимо. Остатки ведь они будут забирать сами. Другое дело, что на это необходимы будут дополнительные средства.
Фарит ШАГИАХМЕТОВ:- Новое - это хорошо забытое старое. В свое время газета «Восточный экспресс» добилась тиража в 72 тысячи экземпляров. Удалось ей это за счет того, что свое согласие получать бесплатно газету подтверждали сами жители. Делалось это различными способами, в том числе и поквартирным обходом и вручением подписных квитанций. То был механизм, четко подтверждающий, что издание не полетит на пол или в мусорную корзину. Для борьбы со спамом просто необходимо создать в Казани судебный прецедент, причем истцами должны выступить жилищники, уставшие бороться с мусором в подъездах.
Другое решение проблемы - установка антиспамовских ящиков. Опять все упирается в финансирование: только для Казани цена вопроса составляла несколько лет назад 60 миллионов рублей. 
Этери ИЛЬИНА:- С одной стороны, газета - это услуга. С другой стороны - товар. Мы можем получить либо платно, либо бесплатно. Продавцу при этом запрещается законом навязать что-либо в довесок... При безвозмездных услугах нам могут предложить только то, что мы хотим получить. Это и есть свобода договора. Проблема в том, что нет запрета, не предусмотрено никакой санкции. Например, превысили скорость - заплатили штраф. В случае же распространения бесплатных газет никакой ответственности не предусмотрено. Формально никакого нарушения закона нет. Кроме этой свободы договора. В почтовый ящик сложили то, что не просят. Предъявлять претензии к кому? К собственнику дома? К почте? Они этого не делали. Получается, что защищать свои права через суд сложно. Попытайтесь выяснить, кто станет ответчиком? К тому же никакая ответственность за это не предусмотрена.
Эдуард СЕКАРИН, начальник отдела контроля органов власти Управления ФАС России по РТ:- ФАС осуществляет контроль за соблюдением законодательства. Данными законами запреты на распространение печатных изданий не предусмотрены. Есть запрет на распространение сообщений электронными СМИ - на мобильные телефоны например. Нами возбуждался ряд дел по самому содержанию изданий - рекламе пива, алкоголя. Когда жители жалуются, тогда нами принимаются меры, возбуждаются дела, накладываются штрафы. Но на данный момент ответственности нет. Можно попробовать написать отказ в редакцию этой газеты, и если он будет игнорироваться, тогда обратиться в нашу службу. 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100