«К нам приходят с запросами: «Не могу спать», «Не могу кушать». С дерматитом и сыпью приходят на нервной почве. Все хронические заболевания могут обостриться», – рассказывает о своем опыте работы с подростками в период сдачи экзаменов Маргарита Подгородова, психолог центра «Доверие».
Родители и учителя, по мнению психологов, в дни Единого государственного экзамена испытывают не меньший стресс.
О том, как правильно с ним справляться самостоятельно, не сорвав экзамены из-за перенапряжения, рассказали сегодня казанские психологи.
Правильный режим дня в помощь
Одной из основных составляющих подготовки, помимо знания предмета, является и умение справляться со стрессом, уверена казанский психолог Елена Чернова. По ее мнению, здесь крайне важно создать безопасное пространство и правильно организовывать свое время.
«Самим родителям необходимо быть максимально спокойными, не накладывая на ребенка ответственность, которую дети могут не выдержать. В очень щадящем режиме должно происходить общение, необходимо правильное питание, воздух и дыхание, прогулки, правильный и качественный сон. Любая подготовка к экзамену должна быть осуществлена заранее, а не в последний момент», – полагает Чернова.
Правильно распределить ресурсы ребенку может помочь взрослые. Их задача перед экзаменами должна сосредоточиться на разъяснении, что неудачно сданный ЕГЭ не приведет к катастрофическим и непоправимым последствиям.
«Ученики – это дети, у которых нет взрослого опыта. Ни в коем случае нельзя дать ему понять, что если он не сдаст экзамен, то это конец всей жизни и он станет самым плохим. Вот от этого надо уходить и категорически не допускать. Это очень опасное состояние как для психического, так и для физического здоровья», – уверена психолог центра «Доверие» Маргарита Подгородова.
Психолог, которая сама в прошлом была педагогом, заверяет, что на нервной почве могут проявляться многие хронические заболевания.
«К нам приходят с запросами: «Не могу спать», «Не могу кушать». С дерматитом и сыпью приходят на нервной почве. Все хронические заболевания могут обостриться, – отмечает Подгородова. – Нужен режим дня: полноценный сон, правильное питание, семейные мероприятия, хобби, кружки, спортшколы. Если такое состояние нужна отдельная работа с психологом, на мой взгляд, как мамы трех детей и специалисты. Нужно привлечь специалиста для нормализации психического состояния».
По словам специалистов, помочь справиться со стрессом перед экзаменами могут и штатные школьные психологи, которые работают по запросу.
Перечислили психологи и топ популярных фраз, которые нельзя говорить в стрессовых ситуациях:
- «Ну, перестань». «Ну, будет тебе». Надо. «Я с тобой. Я вижу, как тебе тяжело»
- Слова угрозы. Надо. Фразы, дающие понять, что ребенок не один, что родитель самый близкие люди.
- Слова критики. Надо. «Мы вместе справимся». Напомнить положительный пример выхода из трудной ситуации: «Помнишь ты переживал, а все получилось?»
Психологи также рекомендуют дать возможность ребенку для самоуспокоения. Для этого достаточно проговорить с ним вероятность неудачного прохождения испытаний. Можно задать ему вопросы: «Что будет, если будет неудача?», «Что самое критичное может произойти?», «Что будет, если ты поступишь не туда, куда ты хотел?», «Как ты будешь себя чувствовать?»
«Нужно немного поиграть с ним в моделирование ситуациями. Если он привыкнет что есть альтернативный вариант, то экзамены легче воспринимаются и подростком, и родителем» – говорит Елена Чернова.
Стресс экзаменом не заканчивается
В период ожидания результата специалисты рекомендуют не жалеть похвалы или слов поддержки для выпускника.
«Если у ребенка все получилось или даже не получилось нужно ребенка похвалить, на мой взгляд, – полагает первый заместитель министра по делам молодежи Республики Татарстан Софья Мустафина. – Нужно неоднократно еще об этом вспоминать: «Какой ты молодец был год назад, поступил». А даже если не поступил: «Какой ты молодец».
«На учителей нагрузка в несколько раз больше»
Мощную порцию стресса в период ЕГЭ испытывает и родители выпускников. По мнению директора казанского центра «Росток» Романа Васильева, даже их переживания меркнут в сравнении со стрессом, который переживают учителя.
«Безусловно, учителями тоже переживают, на них нагрузка в несколько раз больше, чем на других участников образовательных учреждений: это и ответственность перед родителями, и перед учениками, и перед администрацией школы. Чтобы этот период прошел нормально учитель должен быть спокоен и уравновешен. Когда педагог сам в ресурсе он не сможет передать нервное состояние ученикам, родителям и другим преподавателями школы», – заверяет специалист.
Васильев отметил, что учителям также не стоит пренебрегать помощью психологов.
«Психологи образовательных организаций проводят консультации, беседы, используют дыхательные гимнастики. Это все, безусловно, помогает. Педагоги могут обратиться в психологические муниципальные центры для получения помощи. Конкретно какая помощь понадобиться тому или иному педагогу сказать сложно, это индивидуально, от запроса каждого педагога и какие у него тревоги возникают в тот момент», – говорит Васильев.
Поддержать правильный настрой педагогического коллектива, по мнению Подгородовой, может и администрация учебного заведения, использую для того различные культурные и спротивные мероприятия.
«Что мы рекомендуем делать, когда обращаются в наш центр «Доверие». Секрет в сплочении коллектива, работая со школами, я это вижу. Если педагог понимает, что ему есть на кого опереться, что в лице руководства он найдет понимание, вероятность что он сохранит себя в ресурсе в период экзаменационный возрастает. Тогда неудачно сданные экзамены не станут концом жизни», – уверена психолог.
В республике Татарстан для психологической поддержки молодежь работает центр «Доверие», филиалы которого есть в каждом районе Казани.
«Абсолютно бесплатно мы помогаем лицам в возрасте от 14 до 35 лет. Для записи на очную консультацию нужно позвонить 8(843) 598-33-73 (Единый номер)», – уточнила Подгородова.