Физрук? Фи! Это непрестижно

Наш собеседник - заслуженный работник физкультуры и заслуженный учитель РТ, преподаватель казанской школы №113 Александр Рыжов:

news_top_970_100

- Нельзя считать уроки физкультуры в школах второстепенными занятиями. Ведь физическая культура и спорт- это самые эффективные средства в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, подростковыми правонарушениями, болезнями наконец! Материально-техническая база в большинстве школ города не соответствует современным требованиям. Во многих спортзалах отсутствуют гимнастические снаряды, такие как конь, козел, брусья, бревна, перекладины. Даже матов нет, а если есть, то порой они тонкие и непригодные для нормальных занятий. Поэтому нередко гимнастика, очень полезная для детского организма, заменяется спортиграми, а это явное нарушение школьной программы. Хронически не хватает футбольных, волейбольных, баскетбольных мячей, гранат для метания, ядер для толкания. Есть дефицит на обыкновенные лыжи и помещения для их хранения.

- Кстати, насчет помещений для занятий физкультурой - хватает ли их в школах?

- Конечно же не хватает. Порой на уроках физкультуры занимаются одновременно по два-три класса. О какой пользе от таких занятий можно говорить? Назрела необходимость в современных школах с большими спортзалами размером 36х18 м, с нормальными 25-метровыми бассейнами. И это не бесплодные мечты. Школы с такими условиями уже есть в Набережных Челнах и Нижнекамске, а в миллионной столице Татарстана их почти нет. В таком положении надо рационально использовать все имеющиеся помещения. К примеру, в большинстве школ есть тиры и теплицы, в них зачастую располагаются коммерческие структуры. А ведь в теплицах можно оборудовать тренажерные залы, а в тирах проводить занятия по стрельбе и, при известном старании, по легкой атлетике. Пора в каждой школе города максимально использовать имеющуюся площадь для создания спортивных комплексов, где были бы футбольные, баскетбольные, волейбольные площадки и беговые дорожки.

- Сколько уроков физкультуры в неделю достаточно проводить для нормального физического развития детей?

- По инструкции министерства образования можно проводить по четыре урока физкультуры в неделю, но в большинстве школ ограничиваются всего двумя. Думаю, что для полноценного физического развития учеников необходимо три урока в неделю. И учитель должен прежде всего именно проводить уроки физкультуры, а не заниматься бумажной, ненужной для него деятельностью. Одна организация тестирования учащихся по программе городского управления образования отнимает уйму времени - оно состоит из 31 пункта! Тестирование учителя проводят во время занятий два раза в год, так что уроки первой и последней четвертей практически пропадают. Результаты тестирования требуют сдавать в электронном виде - а на это уходит еще неделя-другая. Из-за хронического недостатка времени многие учителя, заполняя карту тестирования, пишут липовые данные, а тем, кто не успевает за этим валом отчетов, приходится уволняться. А ведь есть еще и республиканское, и президентское тестирование. Может быть, стоит вернуться к сдаче норм ГТО, которые оптимально вписывались в школьную программу? Комплекс (как это ни архаично звучит) готовил ребят к труду и службе в рядах вооруженных сил. Содержание комплекса ГТО во многих случаях пересекается и дублирует пункты современного тестирования. Думаю, необходимо возобновить поощрительную систему, вручать значки ГТО и удостоверения, которые будут стимулировать ребят к саморазвитию. Пока же перед наступлением сдачи нормативов по тому или иному тестированию многие дети добывают справки о болезнях, особенно при проведении уроков по лыжной подготовке.

- Как вы считаете, престижно ли сейчас быть преподавателем физкультуры?

- Конечно нет. Маленькая зарплата и большая загруженность отталкивает молодых учителей от работы в школе. Происходит «старение» профессии. Сейчас мне уже под пятьдесят лет, а я считаюсь «молодым кадром». Кроме уроков физкультуры учителя ведут огромную внеклассную работу, которая практически не оплачивается. Прежде всего надо поднять зарплату учителей, ввести льготы для них, например, доступную социальную ипотеку, возможно, она станет хорошим стимулом для молодых специалистов. А сейчас молодые выпускники физкультурного факультета, глядя на нас, стариков, говорят: «Физрук? Фи! Это непрестижная и низкооплачиваемая профессия. Мы в школы не пойдем!»

news_right_column_240_400
news_bot_970_100