Георгий Кантор заслуживает самой благодарной человеческой памяти

Сегодня, 17 апреля, сорок дней как с нами нет Георгия Кантора, одного из самых активных внештатных авторов «КВ» в 90-е годы, известного казанского музыковеда. До 1995 года он заведовал кафедрой истории музыки Казанской консерватории.

news_top_970_100
Не так давно Георгий Михайлович прислал мне с нарочным из Израиля свою новую книгу. Я ее прочитала и собиралась позвонить ему, поблагодарить, еще раз восхититься его умением интересно рассказывать о людях. Не успела... Как дорогая реликвия остался его автограф - листочек бумаги с моей фамилией: «Для Любови Агеевой от Георгия Кантора». Не холодный компьютерный набор, а живой рукописный текст.Это был человек, общение с которым всегда прибавляло знаний и ума. Мы тесно сотрудничали многие годы. Кантор был нашим постоянным автором, консультировал по любому вопросу. Писал и в другие издания. В последние два года мы общались по поводу истории казанской музыки времен Назиба Жиганова - я писала книгу о композиторе, не раз ссылаясь на Кантора. Георгий Михайлович познакомился с начальной версткой книги и намеревался выступить ее официальным рецензентом.Многие годы Георгий Михайлович был педагогом, преподавал на музыкально-педагогическом факультете пединститута, а потом в Казанской консерватории. У него была масса учеников. Его знали тысячи людей, которые заполняли по вечерам актовый зал консерватории и оперный театр. Он стоял у истоков создания Шаляпинского фестиваля, вместе с редакцией «Вечерней Казани» и Семеном Гурарием выступал организатором и популяризатором фестиваля классической музыки. В его личном архиве, который Георгий Михайлович сдал в консерваторию в прошлом году, сохранились документальные свидетельства практически о каждом концерте симфонического оркестра Татарской госфилармонии им. Г.Тукая. Его архив - кладезь информации. Только для беглого знакомства с ним мне понадобилось несколько часов. Разрозненные факты и систематизированные сведения, вырезки из газет и журналов, его публикации... А еще рукописи двух готовых книг. В одной Кантор рассказывает, как отражалась в музыкальной критике многообразная жизнь Казани. Вторая - биографический словарь музыкальных деятелей разных времен. Он хотел все это издать, но не нашел спонсоров. Как мне кажется, место этого архива - в государственном архивном хранилище, чтобы познакомиться с ним мог любой желающий. А еще было бы замечательно издать написанные им книги...Уехав в Израиль, Георгий Михайлович не потерял связи с Казанью. Работал по временному контракту в консерватории. Читал лекции, встречался со студентами в неформальной обстановке. Последний раз открывал 30-й Шаляпинский фестиваль. Руководство театра оперы и балета имени М.Джалиля пригласило его на юбилей фестиваля. Уйдя на заслуженный отдых, Георгий Михайлович сосредоточил внимание на издании книг. Исследовательские очерки «Казань - Музыка - ХХ век» он написал к 1000-летию Казани, а свет книга увидела только в 2007 году. За нее Георгий Михайлович в 2008 году получил диплом «Книга года». Две последние издал уже в Израиле: «Жизнь для вечности. Казанские музыканты о Натане Рахлине. Дневники. Статьи. Воспоминания. Письма» (составление, комментарий и общая редакция)  и «Из музыки в жизнь» (статьи, очерки, воспоминания). «В этой книге я вспоминаю своих учителей, коллег, друзей, с которыми жизнь связала меня долгими годами совместной работы, личной дружбы. Мне кажется, что некоторые из них заслуживают благодарной человеческой памяти», - это цитата из его последней книги, изданной в 2012 году.Георгий Михайлович подсчитал написанное им за долгую жизнь - 10 книг, около 200 статей, рецензий и заметок, не считая методической литературы. «Я считаю свою журналистско-газетную деятельность чрезвычайно важной в своем профессиональном становлении, в моих обширных связях с журналистами из газет, телевидения и просто «читающей» публикой», - так он подвел итоги своей работы в казанских СМИ в своей последней книге. Читатель найдет в ней полную библиографию написанного Георгием Михайловичем....Когда говорят «свято место пусто не бывает», это не о таких людях, как Георгий Михайлович Кантор. Его место заполнить просто невозможно.

news_right_column_240_400