ГИМС открыла «сезон охоты» на правонарушителей на суше и воде

Лето – жаркая пора не только для любителей водной стихии, но и для тех, кто следит за порядком нахождения на ней.

news_top_970_100

- Государственная инспекция по маломерным судам в составе Главного управления МЧС России по Республике Татарстан была создана в октябре 2005 года, - отрапортовал главный инспектор Казанского инспекторского отделения Центра ГИМС МЧС РФ по РТ Рафаэль Яппаров.

Госинспекция осуществляет надзор в акватории рек Казанки и Волги над судами и плавучими объектами вместимостью менее 80 тонн, водными мотоциклами, прогулочными катерами пассажировместимостью не более 12 человек. В обязанности ГИМС входит контроль за соблюдением порядка на базах для стоянок маломерных судов, пляжах и других местах массового отдыха на водоемах, а также на переправах, где используются маломерные суда, наплавные мосты.

Рафаэль Яппаров с инспектором Дмитрием Красновым еще у причала начинают подготовку к патрулированию. Заводят моторную лодку КС 701, проверяют исправность ее механизмов. На воде уже поздно об этом думать. Если на земле автомобиль всегда можно оставить у дороги в случае каких-либо поломок, то на середине реки это сделать значительно сложнее.

- Сегодня северный ветер поднимается, а вчера такая жара стояла, - глядя на небо, говорит Рафаэль Хакимулович. - Для инспекторов прогноз погоды не просто тема для досужих разговоров. Это очень важный пункт, потому что рейд на воде во время порывистого ветра или дождя требует больше внимательности и осторожности. А если ненастье застает нас в пути, мы лучше остановимся и переждем. Безопасность экипажа - первоочередная задача. Интенсивность работы также напрямую зависит от погоды: чем жарче - тем больше людей на водоемах и возле них, а значит и больше правонарушителей.

Закончив приготовления на суше, экипаж ГИМСа отправляется вплавь. Служебное судно патрулирует по водам Казанки. И первый объект на «дороге» - прогулочный катер.

- Мы проверили у судоводителя документы, сами видели. Слава богу, все в порядке, никакие правила не нарушены. Мы его отпустили и пожелали счастливого пути, - объясняет Яппаров. - А если присутствуют отклонения от нормы, в этом случае составляем административный акт, все как на автомобильной дороге. Бывают нарушения правил эксплуатации, погрузки и разгрузки судов. Если управляющий судном находится в нетрезвом состоянии, за это он тоже понесет наказание.

Судоводителю запрещается управлять транспортным средством, если оно не зарегистрировано в установленном порядке и не прошло технический осмотр. Если у маломерного судна отсутствуют бортовые номера, находиться в воде по законодательству ему также запрещено. Превышать установленную скорость движения, заходить и останавливаться в закрытых для плавания и остановки местах, сбрасывать за борт отходы, мусор, сливать нефтепродукты тоже запрещается. В противном случае правонарушителю выписывается штраф в размере от 300 до 1500 рублей.

- Помню, две недели назад мы гонялись за водным мотоциклом, - рассказывает инспектор Дмитрий Краснов. - Согласно правилам приближаться на гидроциклах на расстоянии менее 100 метров к купающемуся или к границам заплыва на пляжах запрещено. Водный мотоцикл - высокоскоростное судно, поэтому при обычном режиме движения мы не можем за ним угнаться. Только на спуске мы его взяли.

Следующий объект на горизонте - моторная лодка.

- Это, скорее всего, дачники едут отдыхать на острова, - комментирует инспектор Дмитрий Геннадьевич. - Видите, на борту есть дети, благо, в спасательных жилетах. По правилам нахождения маленьких пассажиров на судне на каждого ребенка должно быть по одному взрослому. Здесь все нормы соблюдены.

По словам инспекторов, часто встречающееся правонарушение - переполненность судна. Например, согласно норме положено пятерых пассажиров сажать, а на борту все восемь человек. Судоводителю порой не хочется делать два рейса, за что он рискует безопасностью людей.

- Смотрите, на том катере тоже нарушено правило перевозки пассажиров, - показывает инспектор Краснов. - У них человек сидит на корме.

Патрульная лодка приближается к пляжу «Локомотив», на котором установлена табличка с надписью: «Купание запрещено!» Но, тем не менее, нарушителей тут видимо-невидимо.

- Вот видите, что творится, - разводит руками инспектор Яппаров. - Для кого правила писаны - непонятно.

- Наверняка в вашей практике встречались какие-нибудь курьезные случаи, - интересуюсь я.

- Конечно, - в один голос уверяют инспекторы. - Чего только не перевидали на работе. Был один случай в мае 2008 года. Помню, нас подняли по тревоге. Дети на самодельной лодке вышли в воду. Из-за шквала ветра попали в район водозабора. Очутились под баржей. Едва смогли вытащить их оттуда.

КСТАТИ. По статистике, среди частых нарушителей - владельцы мотолодок и катеров. Как сообщил нам руководитель Казанского инспекторского отделения Центра ГИМС МЧС России по Республике Татарстан Ильдус Измайлов, больше всего нарушений зарегистрировано в районе Зеленого Бора, Борового Матюшино и Ключищ.

Еще был случай в 2007 году. Шестеро рыбаков на лодке попали в шквальный ветер, с трудом удалось спасти их. И один из них - пенсионер - до сих пор ходит на рыбалку. Мы его часто встречаем, представляете!

Как замечают инспекторы, рыбаки появляются на водных просторах утром или вечером. А днем, в основном, выходят судна с целью прогулок.

- Мы знаем, где «рыбные» места, - комментирует Рафаэль Яппаров. - Вы сами видели, как буквально за полчаса одно судно оформили, затем другое, сейчас третье оформляем. Один был без бортовых номеров, второй не зарегистрировал номер. Третий следовал в неположенном месте, хотя видел знак о том, что движение в этом месте запрещено.

- Все, что связано с водой, несет в себе потенциальную опасность, - считает Дмитрий Краснов. - Внезапное изменение погоды, отказ работы техники. Двигатель может выйти из строя в устье, где ширина разреза 40 километров... Представляете?! В такую погоду, какая стоит этим летом, можно перегреться и получить солнечный удар. А ближе к осени становится холодно, можно схватить простудные заболевания. В сезон, когда работаем практически без выходных, легко получить хандроз, радикулит.

СПРАВКА. На 18 июля 2010 года по Казанскому инспекторскому отделению Центра ГИМС МЧС России по Республике Татарстан зарегистрировано 310 правонарушений, в основном по статье 11.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления». Из них 269 нарушителей, не имеющих права управления маломерным судном. Остальные связаны с нарушением правил эксплуатации судна, отсутствием регистрации и технического освидетельствования маломерных судов.

news_right_column_240_400