Главный автоинспектор Татарстана Рифкат Минниханов о пробках, техосмотре и двоечниках на дороге

С начала года Россия живет по новым правилам прохождения техосмотра. Можно ли теперь ездить без талона ТО? Как реально бороться с пробками на городских улицах? Какие нарушения фиксируют камеры видеофиксации? Легко ли сдать на права?

news_top_970_100
На эти и другие многочисленные вопросы во время встречи в редакции «Казанских ведомостей» ответил начальник УГИБДД МВД по РТ - главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Татарстану полковник полиции Рифкат Минниханов.
Где пройти техосмотр - Рифкат Нургалиевич, техосмотр заработал по новым правилам – вначале нужно пройти саму процедуру и только потом можно оформлять полис ОСАГО. Как вы оцениваете работу открывшихся в Казани дополнительных пунктов техосмотра?- Исследования показывают, что каждое пятое дорожно-транспортное происшествие связано с техническим состоянием транспортного средства. Например, последний характерный случай, произошедший в Апастовском районе, когда автомобиль с девушкой за рулем вынесло на встречную полосу. В ходе осмотра автомобиля сотрудник ГИБДД сразу обратил внимание на то, что передние колеса «одеты» в зимнюю шипованную резину, а задние – нет. Но если бы все четыре колеса были шипованные, вероятность заноса уменьшилась в разы. При техосмотре транспортное средство с разным состоянием шин талон ТО и добро на выезд не получило бы. Таких примеров много. 
Поэтому отлаженную систему техосмотра, которая существует в республике, мы стараемся сохранить. Например, аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков получило ОАО «Таттехконтроль», что на Тэцевской. Предприятие имеет все необходимое оборудование, обученный персонал, работает в этой сфере с 2007 года. Однако сейчас появился и второй оператор техосмотра, который трудится на договорных началах с одной из страховых компаний. Их пункт прохождения ТО представляет собой лишь небольшую комнату. Диагностического оборудования для проверки ТС нет. О каком техосмотре в таких условиях может идти речь?! 
- А полис ОСАГО свою роль сохранил?- Конечно, в процессе контроля за дорожным движением сотрудники ГИБДД уделяют серьезное внимание наличию страхового полиса. Более того, теперь полис ОСАГО является гарантом технической исправности транспортного средства, ведь без проверки технического состояния ТС он не выдается. Однако с момента вступления в силу изменений в законодательстве РФ, регламентирующем прохождение ТО, сотрудниками ГИБДД стали выявляться факты заключения договоров ОСАГО без прохождения обязательного техосмотра. Это напрямую связано с безопасностью дорожного движения, поэтому Госавтоинспекция реагирует должным образом и сообщает обо всех подобных фактах в прокуратуру, Российский союз автостраховщиков, Федеральную службу по финансовым рынкам. 
Хотел бы предупредить автовладельцев, что договор ОСАГО, заключенный с нарушением действующего законодательства, признается недействительным в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ. Это значит, что в случае ДТП у водителя с таким страховым полисом могут возникнуть большие проблемы в части получения страховых выплат или возмещения ущерба. Поскольку имеются факты подобных нарушений, не удивляйтесь, если сотрудник ГИБДД поинтересуется: проходило ли ТС техосмотр? Водитель обязан возить с собой талон ТО в соответствии с Правилами дорожного движения (этого требования ПДД еще никто не отменял!). Его отсутствие вызовет повышенный интерес к техническому состоянию ТС у инспектора ГИБДД. 
- Что делать автовладельцам, которые получили эти формальные талоны? - Прежде всего, пройти процедуру технического осмотра ТС с инструментальным контролем, проверить техническое состояние своего автомобиля и при его исправности получить талон ТО. Что касается второго оператора техосмотра, о котором мы уже говорили, то пройти проверку технического состояния ТС в этой организации не удастся: у них нет не только соответствующего оборудования, но и экспертов! Кроме того, за талон, который они выдают, придется заплатить свыше 400 рублей, хотя эта цена предельная для Татарстана. 

КстатиВ 2011 году после обучения в автошколах Татарстана 61146 кандидатов получили водительские удостоверения, из них 35084 кандидата смогли сдать все экзамены с первого раза. Теоретический экзамен с первого раза сдают 72,5% кандидатов. Сложнее с практическим экзаменом - это испытание покорилось с первого раза лишь 41% кандидатов.

Эффективны ли равязки - Насколько строительство развязок облегчит движение в городе? Каков КПД подобных сооружений? Порой, проскочив удачно по одной из действующих развязок, упираешься в затор на следующем перекрестке... - Динамика движения в городе пошла на улучшение после ввода в эксплуатацию даже нескольких из них – водители это заметили. Зима показала, в городе уже можно более-менее спокойно ездить. Так что ввод в эксплуатацию комплекса всех строящихся развязок, конечно, поможет городу вздохнуть свободней. Но количество транспорта в Казани растет так стремительно, что только строительством развязок проблему не решить.
Пробки и интернет - Ваши пути решения проблемы незаконных парковок и пробок в Казани? Что еще может предложить ГИБДД, кроме карательных санкций?- Если взять Казань 2004 года, то с тех пор количество транспорта на ее улицах увеличилось в два раза. Поэтому вместе со строительством развязок необходимо развитие адаптивной автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) и малозатратных форм повышения пропускной способности. Одно из решений проблемы незаконных парковок и пробок - строительство многоуровневых паркингов. Для этого отведено 38 земельных участков. Кроме того, каждая организация должна иметь оборудованную гостевую парковку. А самое главное - должен стать безусловным приоритет общественного транспорта. Пока есть проблемы с полосами для движения общественного транспорта – их продолжают заполнять личные авто. Надеемся, что летом ситуация изменится. С 1 июля штраф за это нарушение вырастет с 300 рублей до 1500. Думаю, за эти деньги мало кому уже захочется заезжать на полосу, выделенную для автобусов.
- Но этого мало...- Вторая малозатратная форма борьбы с пробками - использование электронных услуг. Вы спросите: как связаны интернет и заторы на дорогах? Представьте, если каждый сможет воспользоваться госуслугами дома, сколько машин не выйдет на дорогу! А проведение совещаний в режиме видеоконференции? Ведь сколько чиновников выезжают на городские дороги, чтобы всем вместе собраться в здании ведомства. Давайте не будем вызывать сотрудников, а проведем заседание, общаясь с собеседниками на экране. Все эти простые меры не требуют вложений, при этом дороги освобождаются гарантированно. Поможет разгрузить улицы и организация перехватывающих стоянок в районе остановок общественного транспорта, станций метро и многоуровневых паркингов, особенно в деловой части города. Парковки, открытые сейчас возле станций метро, слишком малы, чтобы принять достаточное количество автомобилей. Поэтому при планировке новых станций мы рекомендуем увеличить их площадь.
В ряду тех же экономичных мер - вынос грузовых терминалов за пределы Казани, исключение проезда транзитного транспорта. Возможно, прозвучит неожиданно, но мы предлагаем рассмотреть также и вариант выноса вузов из центра, создание студенческих кампусов за пределами города, как это практикуется в западных странах.

КстатиЗа 12 месяцев 2011 года на территории республики зарегистрировано 5566 ДТП, в которых 696 человек погибли и 7067 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество ДТП увеличилось на 4,2%, погибших – на 28 человек, раненых – на 263 человека (+3,9%). 
Представляем гостяРифкат Нургалиевич Минниханов родился 1 июня 1955 года в деревне Новый Арыш Рыбно-Слободского района ТАССР. В 1977 году с отличием закончил Казанское высшее военное командное инженерное училище. С 1977-го по 1982 год проходил службу в составе Группы советских войск в Германии. Службу в ГАИ начал в 1992 году с должности замначальника отдела ГАИ МВД РТ. В апреле 1997 года назначен на должность начальника Управления ГИБДД МВД РТ. Доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии транспорта. 

Легко ли получить права... - Сколько сейчас автошкол в Казани и все ли они прошли лицензирование?- Было 130, осталось 100. Сказались более жесткие требования при переаттестации, усилилась конкуренция. Но в связи с демографическим спадом уменьшилось и количество обучаемых. Среди автошкол выживают сильнейшие - те, кто оказывает более качественные услуги. Однако качество подготовки до сих пор оставляет желать лучшего. Всего лишь 40% кандидатов в водители сдают практические экзамены с первого раза. 
- Как по-вашему, легко ли сдать на права?- Если было бы легко, все бы сдавали. Ни в одном вузе, ни на одном экзамене столько двоек не ставят, как при сдаче на получение права управления ТС.
- Какой абсолютный рекорд пересдачи?- Десять-двенадцать раз. Однако и это не предел. Рекорд сложно зафиксировать точно, потому что если в течение трех месяцев человек заваливает вождение, его заново отправляют сдавать теорию. После этого – новые попытки сдачи экзамена по вождению. 
...и стать автоинспектором- Какая зарплата у инспектора ГИБДД?- Была от 10 до 14 тысяч рублей. Сейчас увеличилась минимум в два раза. В связи с этим появилось много желающих работать у нас.
- Какие требования к претендентам?- Как к космонавтам! Одна журналистка пошутила, что легче пройти проверку кандидатам в космонавты, чем в инспекторы ГИБДД. 
О видеокамерах и балльной системе- В редакцию постоянно поступают жалобы на хамство и лихачество водителей автобусов. Как их можно приструнить? - Самое простое, что можно сделать, - в каждом автобусе поставить видеорегистратор. Он дисциплинирует и пассажиров, и водителя. К сожалению, пока мы этого добиться не смогли. Поэтому даже при той жесткой системе, которая существует в общественном транспорте Казани, в пассажирских перевозках все равно порядка нет. При этом отмечаем такой факт: дисциплина и состояние автобусов лучше на тех предприятиях, где нет гастарбайтеров. Значит, многое зависит от руководителя и кадровой политики. 
- Продолжаются ли в Казани ночные гонки?- Отдельные случаи есть, но мы их жестко пресекаем. Обращаемся к гражданам, чтобы сообщали о подобных фактах, отслеживаем доморощенных «шумахеров» с помощью системы видеонаблюдения. Как правило, стритрейсеры активизируются осенью, когда после летней «расслабухи» хотят зарядиться адреналином.
- Вы принимаете к рассмотрению факт нарушения ПДД, зафиксированный прохожим на мобильник? - С удовольствием использовали бы такую помощь горожан. Это заметно помогло бы в пресечении нарушений и выявлении виновников. Но здесь есть трудности процессуального характера – в плане доказательства, в определении места совершения. Поэтому ставку мы делаем все же на сертифицированные камеры видеофиксации.
- Какие нарушения они фиксируют на сегодняшний день?- Превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, стоянка в запрещенном месте, движение по полосе, предназначенной для общественного транспорта, непристегнутый ремень безопасности, невключенный ближний свет фар. И в тестовом режиме - непредоставление преимущества движения пешеходам. Количество камер в Татарстане будет увеличиваться. Но по Казани незначительно. В целом город уже достаточно оснащен, акцент будет сделан на перекрестки, где чаще всего возникают заторы.
- Как вы относитесь к женщине за рулем? - Нормально. Более того, женщины ездят аккуратней, реже, чем мужчины, провоцируют ДТП. Например, в минувшем году водители-мужчины совершили 4252 ДТП, а женщины - 498. Кстати, сейчас в автошколах выпускается больше автомобилисток, чем автомобилистов: соотношение 52 и 48 процентов.
- Сейчас на федеральном уровне рассматривается вопрос о том, чтобы вернуть балльную систему оценки водителей. Как вы к этому относитесь?- Положительно. Введение системы баллов за нарушения коренным образом изменит ситуацию на дорогах. Сейчас, к сожалению, Татарстан вышел почти на 5-миллионный рубеж нарушений. Причем среди автовладельцев есть такие, кто имеет на своем счету сотни нарушений! Они спокойно платят штрафы по 150 тысяч рублей в год, продолжая ездить. Но если человек будет знать, что через три-четыре нарушения он лишится водительского удостоверения на шесть месяцев, то постарается до этого не доводить. 
- Какую бы оценку вы поставили казанским водителям?- С удовольствием поставил бы пятерку, но пока, увы, не могу. Если продолжить сравнение со школой, среди казанских водителей есть и троечники, и двоечники, и даже такие, которые и двойки-то не заслуживают. Есть, конечно, и аккуратные водители, кто ни разу не нарушил правила. Если показатели 2004 года по Казани составляли 168 погибших в ДТП в год, то за прошедшие годы эта цифра снизилась более чем в полтора раза: 100 погибших. Так что Федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения дает свои положительные результаты. Этому, например, способствовали такие ее пункты, как развитие системы видео- и фотофиксации на дорогах. Благодаря этому сегодня казанские водители стали ездить лучше, чем вчера. А завтра, возможно, станут еще лучше. Во всяком случае, хронически «неуспевающих» в дорожной грамоте будем воспитывать.
КстатиЗа 12 месяцев 2011 года выявлено более 132 тыс. нарушений, совершенных пешеходами (-11,7%).  В 2011 году на дорогах республики выявлено более 73 тысяч водителей, перевозивших детей без детских удерживающих устройств. За 12 месяцев 2011 года в Республике Татарстан зарегистрировано 1114 ДТП (20% от общего количества происшествий), сопутствующим фактором которых стало неудовлетворительное содержание улично-дорожной сети. В этих происшествиях погибли 128 человек и 1416 получили ранения различной степени тяжести. 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100