Грустный юбилей

1 июля известному писателю Диасу Валееву исполнилось 70 лет

news_top_970_100

Он родился на сене, в тарантасе - почти как Христос. И путь избрал похожий, провозгласив себя последним пророком на почве созданной им панрелигии - учения о Богочеловеке или Мегачеловеке. Пишет на русском языке. Его не раз духовно распинали на идеологических голгофах, рукописи и декорации спектаклей сжигали, угрожали убийством и заключением в психушку. Он познал унижение нищетой и тем, что теперь называют беспределом. А останется в истории литературы и театра, философии и религии как не покоренный обстоятельствами и власть имущими правдоискатель и художник, во многом опередивший свое время.

Его мать, Зайнуль Мухаммедовна Кутуева, была известным врачом. Отец, Назих Гарипович Валеев, как первый секретарь райкома одного из районов Татарстана занимался колхозно-совхозным строительством, был репрессирован, но под пытками не признался ни в одном из инкриминированных ему преступлений. Через год после ареста и суда был освобожден, восстановлен в правах. Однако работал уже не на партийных постах, а хозяйственным руководителем. Брат писателя, Радик Назихович, доктор наук, умер сорока пяти лет в расцвете творческих сил, доведенный недоброжелателями и завистниками до инфаркта.

Не лучшая доля постигла и Диаса Валеева. Его долго не печатали, не принимали в Союз писателей. И все же он стал известным драматургом и прозаиком. Его пьесы шли в 75 театрах СССР и за рубежом, неоднократно транслировались по татарскому и всесоюзному телевидению. Но восемь спектаклей, из них шесть - в Казани, были искусственно изъяты из репертуара и уничтожены. И это при том, что чиновники от культуры попутно присваивали ему и звания, и почетные премии. Так что не на пустом месте появлялись его книги с горькими и хлесткими названиями: документальный роман "Чужой, или В очереди на Голгофу", трагикомедия "Пророк и черт"... Личная трагедия писателя стала документальным доказательством того, как система расправлялась с талантливыми людьми. Сам писатель считает, что у него был конфликт не столько с властью, сколько с обществом. Ведь власть - лишь часть общества, которое в тотальной борьбе против инакомыслящих часто принуждает власть для их искоренения самыми неправедными методами.

Судьба писателя, обитающего в провинции, - особая тема. Судьба крупного писателя, живущего вдали от Москвы, - тема с надрывом. Слава богу, в Татарстане есть люди, понимающие, какой огромный вклад внес писатель Диас Валеев в культуру татарского и российского народов. Это в первую очередь лидеры Татарстана - действующие и бывшие: - М.Ш.Шаймиев, Р.Н.Минниханов, Г.И.Усманов, И.К.Хайруллин. Как с благодарностью признается сам Валеев, "без личного участия этих политиков в моей судьбе мне бы не удалось выйти на финишную прямую в главном деле моей жизни".

Окруженный непониманием, скрытой или откровенной враждебностью писатель, чужой среди чужих, встречает свое 70-летие в жалкой хрущевке. В близком соседстве, замечу, с громадами новых жилых зданий, где "племя молодое, незнакомое", надеюсь, скоро будет гордиться, что жило в одном городе и в одно время с выдающимся мыслителем и художником слова.

А пока к юбилею Диасу Валееву "доброжелатели" преподнесли еще одну горькую пилюлю. В канун памятной даты русская секция Союза писателей Татарстана выдвинула его на республиканскую премию имени Державина. Но уважаемые члены правления СП проявили традиционную "принципиальность": сочли его кандидатуру недостойной премии. Все получилось как всегда. И Диас Валеев прежний. И общество на страже...

news_right_column_240_400