Хаб: Лондон, Париж... а где же Казань?

Столице Татарстана нужен современный авиационный транспортный узел

news_top_970_100

Любой путешественник подтвердит, что уровень сервиса аэропорта находится в прямой зависимости от объемов и схем пассажиропотоков. То есть от того, является ли порт так называемым хабом - крупным авиационным транспортным узлом, где происходят концентрация и перераспределение потоков пассажиров и обеспечивается максимально возможное количество удобных для пассажиров стыковок с другими рейсами. В настоящее время наиболее современные хабы - это Франкфурт, Лондон, Нью-Йорк, Париж.

Изучая услуги наших авиакомпаний, проникаешься ощущением, что внимание и забота предлагается у нас только VIP-клиентам. Практически во всех региональных аэропортах, таких как наш, казанский, существует некая элитная комнатка, где все комильфо и любой каприз за ваши деньги. Уровень комфорта в VIP-зале несопоставим с общими залами ожидания всех без исключения аэропортов.

Бизнес-класс повсеместно выделен в отдельную отрасль сервиса. Фантазия здесь безгранична. В Московском аэроузле и питерском Пулкове, которые осуществляют до 80% всех авиаперевозок, это, кажется, не так заметно, однако в провинции отношение к обычным и VIР-персонам наиболее полярно.

Многим знакома картина часового (как минимум) ожидания большой толпы улетающих в тесном холодном «накопителе» аэропорта, где нет возможности присесть или удовлетворить элементарные человеческие потребности. (...) Приглашение в мир комфорта в российских условиях стоит очень дорого.

Не путать с Терминатором!

Терминалы - это один из наиболее прибыльных видов сервиса в аэропорту. Открытие нового терминала позволило аэропорту «Внуково» в 2006 году увеличить пассажиропоток на 41,4% (по данным Авиационного обозрения России). Генеральный директор аэропорта «Внуково» Василий Александров утверждает, что в 2007-м аэропорт обслужит 6 млн. пассажиров и его развитие продолжится. По словам министра транспорта и связи Украины Николая Рудьковского, две трети доходов крупнейшего аэропорта Украины «Борисполь» дает обслуживание в терминалах, а треть - все остальное. И в связи с этим государство не должно упускать столь лакомый кусочек...

Аэропорт Праги - один из самых рентабельных активов Чешской Республики: новый терминал «Норд-2», открытый в январе прошлого года, увеличил потенциальные возможности аэропорта до 20 млн. пассажиров в год.

Но разве высокий уровень сервиса могут обеспечить только хабы с большой интенсивностью перевозок? Отнюдь. Международный аэропорт Милана (Milan Linate International Airport), расположенный в 7 километрах от центра города, рассчитан преимущественно на обслуживание местных авиалиний и коротких международных перелетов. Несмотря на небольшую площадь, аэропорт Линате способен обслужить до 10 миллионов пассажиров в год. Аэропорт имеет практически все сервисы, необходимые для комфортного вылета или прилета пассажиров. В настоящее время аэропорт располагает одним центральным терминалом, который легко справляется с большим количеством пассажиров. Есть пункты обмена валют, банкоматы, магазины, в том числе и беспошлинной торговли, камеры хранения, рестораны и бары. Детская комната, медицинский центр, камера хранения багажа, почта, игровые комнаты для детей. Справочные располагаются в каждом терминале. Многочисленные кафе, рестораны, пункты быстрого питания, сувенирные магазины, огромный магазин беспошлинной торговли, бизнес-центр...

Заказ билетов по мобильнику?

Уже сегодня в России реализуются серьезные инвестиционные планы, причем привлекаются как государственные, так и частные средства. Актуальный момент - развитие технологий, которые играют принципиальную роль в решении задачи обеспечения успешного функционирования воздушного транспорта. Широкие возможности открывают технологии электронного билета и веб-бронирования.

Последние исследования авиакомпаний показывают, что сегодня 27% перевозимых пассажиров используют преимущества, заложенные в новых технологиях. Система так называемого виртуального аэропорта благодаря применению сетевых технологий, интернета и новых средств телекоммуникации позволяет пассажирам дистанционно регистрироваться на рейсы. Сквозная регистрация с использованием компьютеризованных информационных систем (DCS, Departure Control System) давно используется в западных аэропортах.

Алтайцы высоко оценивают результаты ввода в эксплуатацию автоматизированной системы контроля отправок пассажиров и багажа SITA Departure Control Services (SITA DCS) в аэропорту Барнаула. Внедрение SITA DCS - один из этапов оптимизации работы авиакомпаний и повышения уровня сервиса и безопасности на воздушном транспорте. Автоматизированная система контроля отправок пассажиров и багажа SITA DCS позволяет ускорить регистрацию пассажиров, а также оперативно обрабатывать и пересылать всю необходимую информацию о пассажирах и их багаже, повышая качество обслуживания различных категорий пассажиров. Система подключена к единому международному центру обработки данных, благодаря чему упрощаются все процедуры, связанные с обслуживанием трансферных пассажиров, следующих через другие аэропорты, уменьшается время стыковок рейсов, повышается уровень регулярности полетов. С помощью SITA DCS обеспечивается возможность полной проверки паспортных данных пассажиров, что усиливает защиту от возможных попыток преступников проникнуть на борт воздушного судна. Внедрение SITA DCS - это не только один из этапов к планируемому переходу на электронный авиабилет (e-ticket), но и реальная возможность уже в ближайшем будущем обеспечить для пассажиров такие сервисы, как регистрация через интернет, использование мобильного телефона и внедрение в аэропортах киосков самообслуживания.

Сегодня ряд российских аэродромов не отвечает современным условиям, особенно на Севере и Дальнем Востоке. По мнению руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Юрчика, такое положение дел будет в будущем тормозить рост объема авиаперевозок. По данным ИК «Авиафинанс», в России потребности инвестирования на модернизацию аэропортов и парка ВС до 2010 года оцениваются в 500 млрд. рублей, из них 430 млрд. - из внебюджетных источников.

Будем оптимистами

Конечно, и государство, и частный бизнес должны тесно сотрудничать, чтобы обеспечить оптимальное развитие необходимой инфраструктуры. При этом, возможно, стоит учесть успешный опыт возрождения отрасли в Китае, где проблемы гражданской авиации во многом схожи с российскими. В противном случае нам никогда не сменить имидж авиационной «страны третьего мира» на что-то более респектабельное.

Стимулом для инвестиций в те или иные воздушные ворота является в свою очередь возможность крупных инвестиций в местную экономику путем проведения различных VIP-мероприятий (последний яркий пример - Сочи).

В случае, когда время поджимает, как, например, с аэропортом в Казани, наверное, можно было бы принять стратегическое решение: не возиться с реконструкцией старого, «общественного», а построить отдельный, новый VIP-аэропорт для обслуживания бизнес-перевозок. Примерная стоимость одобренного Минтрансом РТ казанского проекта составляет 125 млн. евро, инвестиции планируется окупить через семь лет. Возможно, казанский аэропорт станет одним из десяти опорных аэропортов в системе деловой авиации России.

 

Наталья СУХОРУКОВА

news_right_column_240_400