Коммунальщики вновь занялись расклейкой на заборах и домах списков должников по оплате услуг. Понятно, что в списках не указывается причина, по которой тот или иной гражданин не оплачивает счета ЖКУ, а большинство не оплачивает те из указанных в счетах к оплате услуг, которые фактически не предоставлялись. Но ЖКУ из месяца в месяц выставляет к оплате отказанные суммы как долг, и сумма этой мнимой задолженности растет как снежный ком. Помимо этих мифических долгов в списках непременно имеется предупреждение, что при неоплате «должниками» до определенного срока суммы задолженности весь дом будет лишен подачи электроэнергии, воды или еще чего-либо. Естественно, на этой почве возникают конфликты между соседями, когда сплоченное большинство жильцов, не желая портить нервы в спорах с коммунальщиками, требует от мнимого должника, чтобы он оплатил все то, что ему предъявило ЖКУ. В этом, собственно, и вся цель противозаконной акции коммунальщиков по расклейке списков должников.
Шельмование кого-либо с целью воздействия на массы заборно-плакатным методом всегда присуще незаконным действиям. Достаточно вспомнить его разгул у нас в стране в период репрессий 37 года. Но особо на этом позорном поприще отличились «красные охранники» - хунвейбины, которые в период культурной революции в Китае заборными листовками - дацзыбао доводили своих противников или просто неприятных им людей до самоубийства или добивались лишения их жизни.
Апелляция коммунальщиков в своих дацзыбао к средневековым коллективным формам ответственности однозначно говорит о юридической безграмотности авторов списков или об их презрении к правам жильцов. Но даже если коммунальщики правы в своих требованиях к конкретным должникам, то и тогда такой способ выколачивания денег из жильцов недопустим по следующим основаниям.
Он безнравственен, так как сеет вражду между соседями. Демократия не может исключить безнравственность отдельных частных лиц, но несмотря на это во всех развитых странах существует требование, согласно которому фирма или компания при защите своих прав не должна нарушать общепринятых нравственных установок. Это не чистоплюйство, как могут подумать иные, а их забота о своем будущем. Не надо забывать, что совсем недавно, в так называемый застой, противопоставляя экономику и нравственность, наши правители загубили и ту и другую. Но допустим, что коммунальщикам вообще неведома нравственность и этическая сторона дела их не тревожит.
Но есть правовой аспект этого вопроса, который коммунальщики обязаны знать как участники хозяйственно-экономических отношений. Декларация о правах человека, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и целый ряд положений о правовом государстве требуют, чтобы виновность гражданина в том или ином действии устанавливалась только судом. Коммунальщики же присвоили себе это право суда, решая самостоятельно, кто и сколько им должен. И еще деталька. Если коммунальщики в сумму долга, доводимого до всеобщего сведения, включают оплату за непредоставленные услуги, то их действия попадают под статью 129 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую ответственность за клевету.
Яснее ясного, что действия коммунальщиков противоречат демократическим и правовым нормам и принципам, но на это нет никакой реакции власть имущих или пайка демократии выдается у нас только перед выборами, как праздничная баланда в свое время в ГУЛАГе в дни революционных праздников?