О том, чем отличается заграничное исламское образование от местного, «КВ» беседуют с проректором по учебной работе, преподавателем кафедры исламского права Казанского исламского университета Рустамом Маратовичем Нургалеевым.
- Первоисточником исламских знаний, как известно, является Коран и священная Сунна пророка, то есть слова и действия пророка. Если рассматривать это как единственный источник, нам кажется, что ислам должен быть единым и одинаковым во всем мире. Но одно из правил выведения законов исламскими богословами гласит: надо выводить законы шариата, учитывая обстоятельства времени и места. Те исламские законы, которые издаются в Саудовской Аравии, Египте, Сирии, адаптированы для моноконфессионального египетского, арабского общества, где практически нет ни христиан, ни иудеев - одни мусульмане.
Что же касается нашего общества, то мы обязаны переосмыслять эти законы, адаптировать их, учитывая нашу мультикультурность и мультинациональность. Следовательно, чтобы богослов мог принять точное и приемлемое решение по каким-то житейским вопросам, он не может быть пришлым, приехавшим к нам со своим зарубежным образованием. Вспомните, сколько дров мы наломали в 90-е годы, когда слушали зарубежных богословов... Сейчас пришло переосмысление: мы понимаем, что нам нужно выращивать собственных богословов, чтобы они были родившимися и выросшими здесь. Согласитесь, если я вырос в многонациональной среде и соседями у меня были христиане, иудеи, то мои богословские решения будут максимально толерантными, мягкими в межнациональных вопросах.
Исламское образование в Татарстане должно быть представлено всеми этапами: начальное, среднее, специальное, высшее, академическое. Можно с уверенностью сказать, что сейчас в этой цепочке хорошо выстроено исламское начальное образование. Существуют курсы при мечетях, медресе. Выстроено среднее исламское образование. В России семь-восемь университетов: на Кавказе, в Уфе, Москве, у нас в Казани. А высшее исламское образование (магистратура, докторантура) отсутствует. Поэтому идея, озвученная Президентом России о создании исламской академии и поддержанная Президентом Татарстана, как никогда кстати. Было бы замечательно, если бы эта идея успешно воплотилась в реальность, чтобы наши студенты не нуждались в выезде за рубеж для повышения богословских навыков. Естественно, в свете последних событий мы не желаем отправлять студентов в Египет, Сирию - просто боимся за их безопасность.
- Рустам Маратович, пока идет строительство исламской академии, где наши студенты будут получать академическое исламское образование?
- В Индонезии, Малайзии, Марокко, но только по договорам и под беспрестанным контролем с нашей стороны, чтобы вовремя пресечь экстремистские и сектантские мысли студентов. Раньше мы отправляли на учебу и в Турцию. Честно говоря, нас не устраивает качество турецкого образования. Вернувшиеся оттуда магистры докторских программ слабо знают арабский, потому что в Турции нет арабской языковой среды. А богословом сложно быть без знания этого языка.