История Татарстана в вещах. Выпуск №16

История Татарстана в вещах. Выпуск №16

news_top_970_100

Уважаемые читатели!

Накануне большого юбилея - 100-летия Татарской АССР, который будем отмечать в 2020 году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ дала старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА В ВЕЩАХ».
Предлагаем вам рассказать о вещах, в которых отразилось наше время, время ваших родителей, дедушек и бабушек. Это должны быть рассказы об обычных и необычных предметах, которые служили людям. Объясните своим современникам, какое значение имели эти вещи в те годы и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории республики, так и прошлых веков.
Если вещь сохранилась в вашей семье, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.
Просим принять активное участие в акции «История Татарстана в вещах» сотрудников музеев.
Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут).
Итак, давайте сообща расскажем историю Татарстана в вещах! Они, самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом.

Ведущая рубрики главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера ЯКУПОВА


Написано пером

Пожалуй, мы были одним из последних поколений, учившихся писать перьевыми ручками. Это настоящее искусство - подцепить на стальной кончик столько чернил, чтобы их хватило на написание нескольких слов. Наберешь чуть больше, и причудливой формы клякса расплывется по тетрадному листу, сведя на нет все твои старания. Опустишь перо поглубже и вытащишь на свет божий волосок или другую грязь, притаившуюся на дне чернильницы. Если вовремя не убрать помеху промокашкой или специально предназначенной для этой цели перочисткой, контуры букв получатся уродливо толстыми, выше тройки не заслуживающими. И это на обычном уроке, а было еще чистописание! Каждую буковку полагалось выписывать с наклоном вправо, нажимом и волосяными линиями в определенных местах.

Первоклассница Мария Ермолаева, 1961 год

Кто-то в специальном мешочке, затягивавшемся длинной лямкой, приносил в класс свою чернильницу-непроливайку. Но это было не обязательно - на партах в специальных выемках были припасены чернильницы, чаще всего стеклянные. Чернила в них разливали из большой бутылки, стоявшей в учительском шкафу. 

Дома у меня была коричневая пластмассовая, а к концу первого класса мама купила белую керамическую чернильницу с синей полосой. Красота!

Промокашки - листки мягкой впитывающей бумаги разного цвета и плотности, были вложены в каждую тетрадку. Некоторые впитывали отлично, а другие размазывали чернила. Поэтому я старалась не пользоваться промокашкой, тем более что буквы, особенно первые, выведенные только что вынутым из чернильницы пером, засыхая, становились слегка объемными, блестящими. Зато, промокнув написанное, можно получить на промокашке зеркальный оттиск слова. Забавно!

Перочистку - несколько скрепленных в центре фланелевых кружочков, можно было купить в магазине или сделать самой. На уроке труда мы старательно вырезали из ткани более-менее круглые и одинаковые диски, прошивали их иголкой и закрепляли пуговицей. 

Ученические ручки были тонкими, деревянными, окрашенными чаще всего в синий или зеленый цвет, с металлической вставкой, в которой закреплялось перо. Школьникам младших классов разрешалось использовать только перо №11 со звездочкой, которая была отштампована на каждом. Перья заканчивались раздвоенными «носиками», благодаря которым, собственно, и получалось проводить линии нужной толщины. Время от времени, не выдержав нашего старания, кончики пера расходились в разные стороны, и тогда буквы получались «толстостенными», некрасивыми. Перо приходилось менять. 

Ребята мастерили из отслуживших свое перьев своеобразные дротики и с размаху втыкали, куда только могло войти острое перо.

Дедушка моей подружки, бывший гимназист, научил нас старинной игре в перышки. Она состояла в следующем. Положив перо вверх «спинкой» на парту (любую ровную поверхность), нужно, держа в пальцах другое перо, просунуть его кончик под бочок разыгрываемого и легким щелчком перевернуть на «спинку». Затем особым движением своего пера вернуть разыгрываемое перо в исходное положение. Перевернутое дважды перо считалось выигранным. Незамысловатая, на первый взгляд, игра требовала особых навыков и тренировки. Играть с дедушкой было неинтересно - старый ас переворачивал перо виртуозно, легкими незаметными движениями, почти никогда не ошибаясь. 

Мы попробовали было научить этой игре одноклассников, но она не прижилась. Тем более что вскоре нам разрешили писать поршневыми авторучками, а затем в дело пошли новомодные шариковые.

Старые дедушкины ручки, к сожалению, пропали, а одна из моих ученических каким-то чудом сохранилась. Раритет, однако!

Мария ЕРМОЛАЕВА


Бычок из страны СССР

Есть у меня любимая игрушка - бычок из цельнолитой резины: желтая мордочка с круглыми ушами. Тяжелая фигурка с детства служит верным талисманом, таскаю ее с собой повсюду. Бычок объездил в моем чемодане множество городов: блуждал от Анапы до Новосибирска. Между тем история появления этой игрушки в нашей семье довольно трогательная. Всегда улыбаюсь, когда вспоминаю обстоятельства произошедшего.
Дело было в середине 80-х. Собрались мы с бабушкой в гости к ее брату, проживавшему в Ново-Савиновском (тогда еще Ленинском) районе Казани. Обитал он в обычной пятиэтажной хрущевке. Я, девочка лет шести, бодро прыгала по лестнице, напевая веселую песенку. Не знаю почему, но мне захотелось выглянуть в окно. Я увидела две лавочки, потрескавшийся асфальт и козырек подъезда. А на краешке козырька лежал янтарный резиновый бычок. 

- Бабуля, там игрушка! Давай возьмем ее себе! - закричала я.
- А вдруг ее кто-нибудь ищет? - ответила бабушка. - Малыш, может, плачет и переживает. К тому же я уже не юная барышня - в окно вылезать.
- Ну пожалуйста! - взмолилась я.

Посовещавшись, решили, если фигурка останется на прежнем месте к нашему следующему приезду сюда, то мы обязательно ее заберем. С этого дня я не находила покоя. Мне казалось, что резиновому бычку холодно и одиноко лежать на бетонном навесе. Представляла, как грустит одинокая игрушка. 

Надо ли говорить, что, когда мы снова отправились к родственнику, я словно на крыльях летела. Сердце будто выпрыгивало из груди. Очутившись возле заветного подъезда, распахнула дверь, взбежала по лестнице и различила внизу в сгущавшихся сумерках знакомый угловатый силуэт:
- Бабуленька, бычок ждет меня!

Бабушка охнула, распахнула окно над козырьком и робко ступила на навес. В легком ситцевом платье моя родная походила на заблудившийся воздушный шарик, который не мог взлететь ввысь. Бабушка аккуратно подобрала резиновую фигурку и протянула ее мне:

- Держи, дурашка! Как назовешь его?
- Борькой! 

Моему ликованию не было предела. С тех пор и поселился бычок в нашем доме, став самой любимой и бережно хранимой игрушкой. Даже обедать я не садилась без своего рогатого друга. А с рождением моей дочки желтый товарищ обрел вторую жизнь - подарила резиновую фигурку малышке. Советские игрушки экологичны и безопасны для ребенка, для детей все тогда делалось на совесть. Так что я, не раздумывая, отправила Борьку дружить с крошечной наследницей. 

Безусловно, голова бычка теперь немного обкусана, спинка расцарапана, но игрушка все так же радует своей простотой и незамысловатостью. Кто знает, вдруг и мои внуки познакомятся с Борькой однажды...

Елена СИМАКОВА

news_right_column_240_400