Уважаемые читатели!
Накануне большого юбилея - 100-летия Татарской АССР, который будем отмечать в 2020 году, редакция «Казанских ведомостей» совместно с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Ассоциации музеев РТ дала старт новому проекту «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА В ВЕЩАХ».
Предлагаем вам рассказать о вещах, в которых отразилось наше время, время ваших родителей, дедушек и бабушек. Это должны быть рассказы об обычных и необычных предметах, которые служили людям. Объясните своим современникам, какое значение имели эти вещи в те годы и для чего они были нужны. Это могут быть предметы как из новейшей истории республики, так и прошлых веков.
Если вещь сохранилась в вашей семье, можете проиллюстрировать свои воспоминания. Присылайте нам фотографии этих предметов по обычной почте (420066, Казань, а/я 231) и электронной (redkv@kazved.ru) или приносите эти вещи в редакцию по адресу: ул. Чистопольская, 5. Мы их сфотографируем и вернем сразу же вам.
Просим принять активное участие в акции «История Татарстана в вещах» сотрудников музеев.
Не забудьте написать, о каком периоде времени вы рассказываете (желательно указать год): это существенно повысит ценность ваших воспоминаний. Обязательно укажите свои координаты для обратной связи: ФИО, домашний адрес или телефон, а также род занятий, возраст (кроме имени, эти сведения публиковаться не будут).
Итак, давайте сообща расскажем историю Татарстана в вещах! Они, самые беспристрастные свидетели времени, хранят энергетику и память о нашем прошлом.
Ведущая рубрики главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера ЯКУПОВА
Багажные ремни
С этой парой багажных ремней моя двоюродная прабабушка Тина в 1947 году приехала в Удмуртию из Средней Азии. Раньше, когда багаж плотно утрамбовывали в тяжелые прямоугольные чемоданы, которые так и норовили раскрыться, без этого приспособления было просто не обойтись.
После войны у прабабушки никого не осталось, и она перебралась в город Глазов. Здесь, на самом севере Удмуртии, Тина стала жить с семьей сестры и ее четырьмя детьми. Дети выросли, выучились и один за другим переехали в Казань. В 1972 году и прабабушка с сестрой обменяли квартиру и тоже перебрались в татарстанскую столицу.
Переселяться на новое место было непросто, но багажные ремни снова выручили. Все имущество уместилось в чемоданы. Когда добрались, Тина выдохнула: «Ну все, теперь я приехала навсегда». Однако багажные ремни пригодились еще не раз. В Казани семье пришлось сменить несколько квартир, и каждый раз нужно было паковать вещи. И только когда окончательно обосновались, прабабушка решила, что теперь ремни ей точно больше не пригодятся, и подарила их моему дедушке.
После этого багажные труженики обрели вторую жизнь. Если ремни не использовали при переездах, то брали с собой на дачу, где с их помощью переносили рейки и хворост. И даже после того как в семье появился автомобиль, про ремни не забыли. Ими стягивали объемные вещи, которые паковали в багажник. А недавно ремни помогли бабушке с дедушкой донести до дома купленный в магазине телевизор. Вот такая это незаменимая вещь!
Оксана Болдырева
20 копеек
Сосед по даче копал землю на своем участке в селе Тихий Плес Верхнеуслонского района и наткнулся на монету. Садовод знал, что я увлекаюсь нумизматикой, и подарил находку мне. Весьма осторожно я очистил монету уксусом - и она засияла!
Оказалось, что это 20-копеечная монета 1932 года. Мне захотелось узнать, какие события случились в нашей республике в том году. Начал изучать историю и неожиданно для себя обнаружил, что в 1932-м был запущен завод пишущих машин, на котором началась трудовая биография моего дедушки. В 30-е годы предприятие находилось на нынешней площади Свободы. Завод выпускал пишущие машинки «Яналиф» с татарским шрифтом на основе латиницы. Возможно, эти 20 копеек побывали и в руках моего дедушки? Вот так крутишь, вертишь в руках простую монету и вдруг устанавливаешь связь с другим временем, иной эпохой.
А еще эта монета напоминает мне о нашей даче в селе Тихий Плес. Вижу реку Свиягу, ее крутые берега с земляникой, родник на склоне и старинную церковь 19-го века, утопающую в кустах белой сирени...
Виталий Малев, преподаватель иностранного языка, Казань
Кожаная папка к 40-летию ТАССР
В комнате трудовой и боевой славы Казанского региона Горьковской железной дороги хранится памятный экспонат - кожаная деловая папка, выпущенная в 1960 году к 40-летию ТАССР. Купил эту папку для нужд месткома тогдашний председатель Михаил Алексеевич Малинин. Он очень гордился своим приобретением. Во времена СССР иметь подобную папку было престижно! Это был знак определенного благосостояния организации, поскольку стоила папка недешево. Особую солидность папке добавляло кожаное тиснение с одним из самых красивых видов столицы Татарстана Казанского кремля с цифрами 1920 и 1960.
Когда Михаила Алексеевича сменил другой председатель, папка досталась по наследству ему, а потом следующему председателю… Руководители месткома разъезжали с этой папкой всюду для награждения особо отличившихся работников железной дороги за трудовые успехи и спортивные достижения. Последним, кто пользовался этим раритетом, был председатель профсоюзного комитета дистанции пути Николай Федотович Курбатин. Выйдя на заслуженный отдых, он передал папку в наш музей.
Татьяна Юрыгина, хранитель комнаты трудовой и боевой славы Казанского региона ГЖД
Приданое
В моей семье больше 120 лет хранятся скатерть и полотенце, которые своими руками соткала моя бабушка своей дочке в приданое.
Бабушка Гадиля Галиева родилась в 1851 году в семье муллы. Как все женщины в роду, была она мастерицей, все делала своими руками. Дочь Галиму родила в 50 лет и считала Божьим даром. К тому времени подрастали уже четыре сына.
Своей любимой Галиме - моей маме - она загодя начала готовить приданое. Сама соткала скатерти, полотенца, сшила платья и прочее добро.
В деревне ни одна свадьба не обходилась без маминых полотенец и скатертей. Ими украшали тарантасы и деревянные кошевки (сани) из свадебного поезда, на котором развозили жениха и невесту.
Скатерть использовали во время рождения ребенка или поминок. Мама пекла тонкие блины, заворачивала их в скатерть. И так блины несли в дом, где произошло радостное или печальное событие. Вся деревня видела и знала, по какому случаю это угощение.
Для меня эти полотенце и скатерть - радостные и волнительные детские воспоминания. Как только я беру их в руки, сразу вспоминаю маму, бабушку, деревенскую жизнь, наши радости и горести. Столько лет прошло, а воспоминания не меркнут, как краски на самотканых скатерти и полотенце!
Фардия Шарифовна Загирова, Казань