Кафиль Амиров: Названия улиц - это духовное богатство Казани

Есть такой чисто казанский анекдот. А может, это и не анекдот, а реальный случай из жизни. Едет в трамвае приезжий, водитель объявляет: «Остановка «Братьев Касимовых». Выходят два пассажира. Едут дальше: «Остановка «Гарифьянова».

news_top_970_100

Выходит один мужчина. Потом были другие остановки: «Зорге», «Фучика», «Габишева». Гость искренне удивляется: надо же, какой в казанском транспорте сервис - водитель знает, как зовут каждого пассажира и кто куда едет! Подходит к водителю: «Слушай, уважаемый, Хабибуллин моя фамилия. Когда моя остановка?»

О проблемах названия и переименования казанских улиц «КВ» беседуют с автором пяти книг по истории Казани, бывшим прокурором Республики Татарстан, заслуженным юристом Российской Федерации, профессором Кафилем Амировым.

Осторожно: улицы-тезки!

- Кафиль Фахразеевич, как вы заинтересовались историей улиц Казани?
- Было это давно, когда я начинал работать в прокуратуре. Наша бригада расследовала преступление в отношении работников обменного бюро жилой площади. По делу было допрошено около двух тысяч свидетелей. Мы рассылали повестки свидетелям. Послали, к примеру, тем, которые жили на улице Бирюзовой. Пришел ответ: «На улице Бирюзовой такого дома нет». Как нет, когда на этот адрес выписан обменный ордер?! Оказалось, в Казани две Бирюзовые улицы и расположены они в разных районах. Стал я выяснять и нашел в нашем городе до 15 улиц с одинаковыми названиями! У нас были Союзные, Проектные... А когда к Казани стали присоединять поселки, то улиц-тезок стало еще больше, потому что в каждом поселке есть своя Центральная, Окольная, Лесная, и конечно, нередко возникала путаница.

Эта тема меня очень заинтересовала. Стал собирать информацию, удалось поработать в архивах. Все данные я систематизировал. На каждую букву алфавита у меня была отдельная папка. В 1995 году показал собранный материал редактору журнала «Казань» Юрию Балашову. Он сказал: «Надо писать книгу!» Думал, ну кому будет интересно читать про улицы Казани и их названия, но все-таки во время своего отпуска взялся за книгу «Казань: где эта улица, где этот дом?»

- И вы за отпуск успели сделать книгу?
- Да, успел! У меня же практически все было готово, систематизировано, оставалось только набрать текст. К тому же тогда уже появились компьютеры, и я набирал текст на компьютере. С этой книгой произошла интересная история. Я тогда работал заместителем прокурора Татарстана. Мне из типографии позвонил начальник цеха: «Кафиль Фахразеевич, у вас нет какого-нибудь склада?» Спрашиваю, что случилось. «У нас не хватает складских помещений, только что отпечатанную продукцию складируем в коридоре, и оттуда книги ваши воруют. Ладно бы воровали по одному экземпляру, а то пачками уносят!» Знаете, я ему искренне сказал спасибо за самую лучшую рецензию на мою книгу. Была бы книга плохая, ее бы не воровали, тем более пачками...

Зачем переименовывать улицы?

- Интересно узнать ваше мнение по поводу переименования улиц...
- Я считаю, что названия улиц - это духовное богатство города, наша история. Очень болезненно отношусь к переименованию уже существующих улиц. Понимаете, люди, которые когда-то решили дать улице имя конкретного человека, хотели, чтобы у последующих поколений о нем осталась память. А проходит 20 - 30 лет, и другие люди вдруг говорят: «Пусть эта улица носит имя более достойного человека!» - и переименовывают ее. Причем некоторые улицы переименовывают по частям - части улицы оставляют старое название, а другой ее части дают новое. Это неуважение не только к тому человеку, чье имя улица носила раньше, но и к тому, чьим именем ее называют.

- Зачем переименовывать улицы в центре города, ведь Казань активно строится, появляются новые красивые улицы в новых микрорайонах и их можно называть именами достойных людей?
- Конечно. Разговаривал некоторое время назад с одним должностным лицом, который по указанию руководства подбирал вариант переименования в честь одного из писателей. Он спрашивает: «Какую из существующих в центре города улиц можно переименовать?» Я ответил: «Никакую!» Ничего плохого и страшного нет, если имена наших известных современников давать улицам в новых микрорайонах города. И варианты названия каждой улицы необходимо широко обсуждать с жителями.

Приведу всего один пример. Я родился в деревне Нариман Верхнеуслонского района Татарстана. Она была основана в 1924 году, после принятия постановления Совнаркома РСФСР об использовании пустующих земель и создании там товариществ по обработке земли. На пустое место перекочевали люди из Арского, Балтасинского и Кукморского районов. Они собрали сход и долго решали, как назвать новую деревню, где им предстояло жить и работать. После жарких споров пришли к общему мнению: пусть будет Нариман - в честь Наримана Нариманова, одного из 26 бакинских комиссаров.

Знаете, я специально интересовался, как к названию улицы относятся за рубежом. Очень бережно. Если они назвали 100 или 200 лет назад улицу именем какого-нибудь политика, то она так называется и до сих пор, независимо от политической ситуации и от того, как меняется отношение к этой личности в обществе. Потому что это историческая память.

«Вот эта улица! Вот этот дом!»

- Почему же у нас нет такого бережного отношения к своему городу?
- Ребят в школе не знакомят с историей улиц, на которых они живут, по которым каждый день ходят в школу. На днях выступал в одной казанской школе, рассказывал старшеклассникам о работе прокурора, интересных расследованиях. Я спросил: кто может рассказать о человеке, именем которого названа улица, на которой находится школа? В ответ - молчание... Но это беда не только детей.

Лет десять назад я проводил совещание работников прокуратуры в Тетюшах. Прокуратура там находится на улице Камая. Спрашиваю: «А вы знаете, кто такой Камай?» Кто-то ответил, что вроде бы знаменитый актер, были варианты, что это писатель или музыкант. А уроженец Тетюшей Гильм Камай - доктор химических наук, первый из татар профессор-химик с интересной биографией.

Или мало кто знает, что Луковский, чьим именем названа улица в центре Казани, был рабочим, который защищал город в 1918 году от белочехов. А Александр Павлюхин и его брат - организаторы отряда обороны Казани в 1918 году. Кстати, внучатый племянник Павлюхина работал у нас в прокуратуре. Я знаю, как их семья трепетно относилась к «своей» улице, как они переживали, если там случались какие-то происшествия или видели там непорядок, мусор. 

Когда рассказываешь такие истории детям, видишь, что в них просыпается любопытство. Им становится интересно узнать о людях, чьими именами названы улицы их города. Поддерживать и развивать этот интерес должны и педагоги, и родители, и все общество. Словом, давайте беречь не только физическое воплощение улицы в виде домов, сооружений на ней, но и духовную составляющую - ее название. Ваша газета несколько лет назад публиковала краткие сведения об улицах. Давайте возобновим эту практику и расскажем читателям историю улиц нашего города.

news_right_column_240_400