Как Алан Пинкертон создал первую детективную империю

news_top_970_100

Одна из основ любого государства - это охрана правопорядка, которая гарантирует спокойствие законопослушных граждан и неотвратимость наказания для преступников. Эта система может работать по-разному в тех или иных странах, но воспринимается как базовое и неотъемлемое право в цивилизованном обществе.

Впрочем, так было не всегда. Далеко не каждое государство было в состоянии обеспечить закон и порядок на своих территориях. А природа, как известно, не терпит пустоты.

Случайно открытый талант

Будущий основатель известного детективного агентства Алан Пинкертон родился в Великобритании в 1819 году. В большой семье он рано повзрослел и уже с 12 лет обучался на бондаря - бочки в те времена в большом количестве использовали для перевозки различных жидкостей.

В те времена простые рабочие и ремесленники трудились в условиях, далеких от комфорта. Неудивительно, что они стремились добиться более справедливого устройства общества. Вот и молодой Алан присоединился к движению чартистов, представлявших интересы рабочих.

В 20 лет будущий детектив сам стал преступником в родной стране, приняв участие в многочисленном марше на Ньюпорт, где протестующие освободили из временной тюрьмы лидеров движения чартистов. Для этого они вступили в вооруженное столкновение с армией.

После этого Алан понял, что спокойной жизни в родной Великобритании ему не видать, и отправился в Америку. Там он поселился в городке Данди близ Чикаго и занялся изготовлением бочек.

Возможно, он вел бы свой небольшой бизнес до самой старости, но однажды с ним расплатились фальшивыми деньгами. Волей случая Пинкертон обнаружил лагерь преступников, присматривая древесину для бочек в лесу.

Разведав подступы к нему, он сообщил об этом шерифу, а тот предложил принять участие в задержании.

Так Алан открыл в себе новый талант, который и превратил в профессию. Несмотря на собственное криминальное прошлое, он стал сначала заместителем шерифа, а после детективом в Чикаго. Впрочем, спустя год он ушел с государственной службы, чтобы открыть собственное детективное агентство, названное его же именем.

Безнаказанность

Алан Пинкертон одним из первых понял, что на многих территориях США возник настоящий вакуум власти. В развитых городах Восточного побережья жизнь мало отличалась от жизни в Европе. Но страна стремительно прирастала новыми территориями, а обеспечить порядок на фронтире - задачка нетривиальная. Бандиты грабили не только простых поселенцев, но также банки и поезда, что впоследствии отразилось в фильмах-вестернах. Даже в немаленьком городе Чикаго, в котором работал Пинкертон, на 30 тысяч населения приходилось всего 15 полицейских.

В таких обстоятельствах стражи порядка не справлялись с преступностью. Ситуацию осложняло и политическое устройство страны, где каждый штат действовал практически как суверенное государство с собственной полицией и законами. Каждый шериф обладал полномочиями только на небольшой территории, покидая которую, бандит мог помахать ему ручкой.

Эту проблему и взялся решить Алан Пинкертон со своими детективами. В названии своего агентства он выделил слово «национальное», подчеркнув, что готов браться за заказы в любом конце страны.

Главными клиентами агентства стали железнодорожные компании. Детективы в штатском, в том числе и женщины, охраняли груз и покой пассажиров. Порой они вступали в перестрелки с бандитами.

Пинкертон одним из первых в мире начал использовать фотографии преступников для составления подробной картотеки. Прежде для опознания применялись портреты, а то и вовсе устные описания.

Алан быстро стал известным и богатым человеком. В 1860 году он познакомился с Авраамом Линкольном, который в том же году стал Президентом США. Вскоре после его избрания в стране началась гражданская война. Когда Линкольн поехал в Вашингтон, Алан узнал, что на президента готовится покушение, и уговорил его сменить маршрут и обеспечить охрану. Впрочем, существует версия, что предприимчивый делец просто обманул новоизбранного президента.

Из защитников в угнетатели

Здесь нужно сделать еще один небольшой экскурс в историю США. Последние 30 лет XIX века запомнились американцам как период бурного роста экономики. Развивалась промышленность, строились железные дороги и телеграфные линии. Электрификация позволила работать на заводах круглосуточно в несколько смен, а появление трамваев способствовало ускорению урбанизации.

Этот период писатель Марк Твен очень иронично и точно назвал «Позолоченный век», намекая, что под тонким слоем благополучия скрывались пот и кровь простых людей. Огромные капиталы скапливались в руках очень небольшого числа людей. А простые рабочие вынуждены были работать за гроши по 12 и более часов.

Неудивительно, что профсоюзы начали набирать популярность. На производствах объявлялись забастовки, рабочие захватывали территории заводов.

Надо ли объяснять, кого в таких обстоятельствах стала защищать частная полиция? Очевидно, тех, кто заплатит.

Агентов Пинкертона стали привлекать в качестве вооруженных карательных отрядов, которые подавляли протесты рабочих.

Вот так бывший борец за права рабочего класса превратился в его угнетателя. Сам Алан объяснял это так: трудящиеся в Америке попали под дурное влияние социалистов и анархистов, которые убивали дух честной конкуренции.

Впрочем, кульминация этой борьбы случилась уже после смерти основателя агентства. В 1892 году три сотни пинкертонов вступили в бой с рабочими профсоюзов. Сражение превратилось в кровавую бойню, которую правительство не могло игнорировать. Вскоре после этого был принят закон, ограничивающий деятельность частных следователей и наемников. А спустя некоторое время в США наконец появилось бюро расследований, деятельность которого распространялась на всю страну.

Несмотря на дурную славу, агенты Пинкертона сделали немало полезного для своего народа. В условиях вакуума власти они уничтожали бандитов, которые прежде избегали правосудия. Не зря имя Алана Пинкертона стало нарицательным и синонимом детектива в разных языках. Однако тот же пример показал, что охрана правопорядка не должна находиться в частных руках.

news_right_column_240_400