Школьные уроки музыки обычно кажутся чем-то вроде передышки между основными занятиями. Вот математика или литература - это да, там все строго! А серьезно относиться к непрофильному предмету школьникам сложно, особенно если учесть, что разучиваемые песни вряд ли входят в хит-парады. Однако в гимназии №94 на уроках музыки царит совсем иная атмосфера. Молодому педагогу Максиму Мулину удалось не просто найти подход к детям, но и явно заинтересовать их музыкальным творчеством. В чем секрет? Чтобы это узнать, я напросилась к Максиму на занятие.
Уроки музыки проходят в небольшом актовом зале гимназии. Здесь все настраивает на творческий лад: и сцена с притаившимся в углу фортепиано, и длинные ряды кресел вместо привычных учебных парт. А главное - с первого взгляда видно, что и учитель, и школьники чувствуют тут себя комфортно. Как шутит преподаватель, «все такие раскрепощенные, что даже иногда закрепостить немного хочется». По заданию учителя каждую песню ребята не просто поют хором, а разыгрывают в виде мини-спектакля. Каждая группа из 2 - 6 человек самостоятельно готовит реквизит для выступления, проявляя креатив по максимуму. В сценках задействованы и распечатанные на принтере изображения павлиньих перьев, и клетчатый плед, явно принесенный из дома, и банки из-под варенья... А один ученик даже самостоятельно разучил аккорды песни для исполнения на гитаре.
Ученики 7а класса исполняют задорное произведение из репертуара бардовского дуэта «Иваси». Преподаватель признается, что выбирает для школьной программы те произведения, которые нравятся ему самому:
- Если дети просят что-то современное, я им предлагаю: «Вы сначала договоритесь между собой, музыку какого исполнителя хотите, тогда и споем». А так как вкусы у всех разные, к консенсусу еще ни разу не пришли. Мне лично ближе 70 - 80-е годы.
Профессионально аккомпанирует ученикам сам Макс Вадимыч, как зовут его ребята. Еще их учитель является артистом камерного оркестра «Новая музыка», а также работает концертмейстером известной российской певицы Юлии Зиганшиной и других исполнителей.
После необычного урока, от которого получаю колоссальное удовольствие, беседую с молодым преподавателем.
- Максим, в каких классах ведете уроки?
- Сейчас занимаюсь с учениками средней школы - с 5-го по 9-й класс. В расписании старших классов музыка как предмет уже отсутствует, а к малышам требуется особый подход. Хотя в целом младшие, конечно, спокойнее. У старшеклассников появляются какие-то свои мысли, которые им хочется высказать. Им кажется, что они уже очень взрослые. Но на дисциплину я не жалуюсь. Ребенка важно хвалить, замечать даже крошечные его победы - это очень стимулирует.
- Есть ли проблемы с несерьезным отношением к музыке как к непрофильному предмету? По принципу «Я музыкантом быть не собираюсь. Зачем тогда стараться?»
- Да, есть такие сложности. Но мы же все делаем для души, а не чтобы вырастить профессиональных артистов. А душа есть у каждого, значит, и нужно это каждому. Осознание того, что мы делаем на уроках, приходит не сразу. Вот, например, одна ученица удивила родителей: «Мама, а ты знаешь, что это звучит? Это «Ария индийского гостя»!» И мама с папой сильно впечатлились: неужели этому сейчас в школе учат?
- А как быть с теми, у кого нет музыкального слуха и способностей?
- Мне кажется, у всех что-нибудь да есть. Я же не прошу ребят петь чистыми оперными голосами, задача в творческом развитии. А творческое начало есть у каждого. Даже у математиков! Вспомните, что многие знаменитые барды выросли из работников научных институтов. А слух есть вообще у каждого человека. Какой-никакой, но есть.
- В конце февраля вы стали победителем конкурса молодых учителей «Мистер Х». Чем смогли покорить жюри?
- Наверное, просто был самим собой. Творческий номер тоже прошел успешно: я исполнял произведение собственного сочинения в сопровождении струнного квартета. Соперники были очень сильные - со вторым местом у нас разница всего в один балл.
- Откуда же истоки всех творческих способностей?
- В 6 лет родители отдали меня на ушу, в цирковой кружок, театральный и музыкальную школу. Из всего этого пошла только музыка. С ней отношения выстраивались, как у кота с пылесосом из анекдота: сначала не понравилось, а потом втянулся. А лет в 15 обнаружил, что это мне по-настоящему нравится. Теперь могу точно сказать: не жалею о выбранном пути, с удовольствием иду на работу. И с работы к любимой жене иду тоже с удовольствием. Она, кстати, альтистка в оркестре - мы на работе познакомились.
- В музыкальных кругах многие знают вас в первую очередь как концертмейстера, композитора, аранжировщика, лауреата международных конкурсов. Как же выпускник консерватории стал школьным учителем музыки?
- Начиналось это все для души, а теперь настолько прочно вросло, что стало полноценной специальностью. Теперь музыка и педагогика идут на стыке друг с другом и постоянно тесно переплетаются. Все вместе - это и есть творчество.