Как мы в Больших Клыках получили привет из мезозойской эры

В начале лета довелось мне гостить у дочери в Больших Клыках - там у них с мужем дом прямо на берегу Ноксы. Речка эта необычна тем, что она городская - течет по краю Казани 18 километров. Летом в Больших Клыках она пересыхает, оставляя по берегам лужи быстро испаряющейся влаги.

news_top_970_100

С одной стороны села поднимаются новые многоэтажки, с другой - стоят коттеджи. Гуляя среди молодых сосен, мы - я с внуками, тремя дочерьми и зятем, наблюдали за насекомыми: жуком майкой, бабочками... Жалели, что скоро и этот участок живой природы исчезнет под новыми застройками. Завидев тучу на горизонте, три дочери решили вернуться в дом. Они пошли пешком, а меня с внуками отправили с зятем на автомобиле в обход Ноксы через мост. Как я потом пожалел, что не пошел с дочками... Потому что мои девчонки на обратном пути случайно наткнулись на небольшую лужу, в которой плавали странные существа, покрытые темно-коричневыми панцирями с торчащими из-под них небольшими хвостиками.

Девчонки их сфотографировали и поймали одного для меня. 

Так это же щитни! Пресноводные ракообразные жаброногие членистоногие, пришедшие к нам из времен мезозойской эры триаса, берущего начало 230 (!) миллионов лет назад, и с тех пор сохранившиеся в первозданном виде. Его останки обнаружены в ископаемом виде в триасовых отложениях в Германии. 

Девчонки, скорее всего, обнаружили щитня летнего, а есть еще и весенний, занесенный в Красную книгу РТ. Хотя они ничем не отличаются друг от друга ни внешне, ни образом жизни. Разглядев внимательно щитня, я попросил дочерей отнести его обратно в лужу.

Жук свое название щитень получил из-за панциря - щитка, который почти полностью покрывает его спину. Его латинское название «триопс», то есть «трехглазый», указывает на наличие у него странного органа, отдаленно напоминающего третий глаз и непонятно для чего придуманного природой. Щитни считаются самым древним видом из существующих на Земле и мало изучены. Отличаются размерами от 2 до 12 сантиметров, на каждом континенте, кроме Антарктиды, свой вид. Имея до 70 пар ног, живут в мелких временных пресных водоемах, где у них нет естественных врагов. Как только низменность заполняется водой, из находящихся в земле «яиц» -  так называемых цист, вылупляются личинки размером не больше полумиллиметра. За две недели формируются взрослые половозрелые особи, которые тут же откладывают «яйца» - вполне развившиеся эмбрионы, покрытые оболочкой. 

Большую часть времени реликты проводят на дне, разыскивая в иле подходящий корм, а это могут быть и мелкие беспозвоночные, и останки органики и растений. Иногда щитни поднимаются на поверхность воды и плавают брюшком вверх.

Личинки этого вида развиваются под задним краем панциря в особом мешочке. Когда они разовьются до определенного размера, самка зарывает их в грунт, склеивая в комочки особым выделяемым секретом. Эти зарытые цисты очень выносливы. Лужа может пересохнуть, а им хоть бы что - ни засуха, ни жара, ни мороз не страшны, в сухом и темном месте они могут храниться десятилетиями.

Для оживления цист нужен особый состав воды, определенная температура, свет и отсутствие вредных химических примесей. Если все условия соблюдены, оживает только половина цист, остальные так и остаются законсервированными до лучших времен, как резерв. Вероятно, сухие цисты переносятся ветром или птицами, расширяя таким образом территорию своего существования.

Вот такая удивительная встреча случилась с нами на берегу Ноксы в Больших Клыках: прямо в городском микрорайоне мы получили весточку из отдаленного от нас на многие миллионы лет триаса.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100