Если до этого момента под лицензирование попадали только регулярные перевозки (например, городские, пригородные, междугородние), то теперь в соответствии с законом лицензированию подлежит любая деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
- Все, кто владеют автобусами, должны получить лицензию, - пояснил начальник управления - главный государственный инспектор Госавтодорнадзора по РТ Борис Смирнов.
Лицензирование не распространяется на перевозки, которые осуществляются автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных сил РФ, войск национальной гвардии РФ, следственных органов Следственного комитета РФ, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
Изменения в области законодательства спикер связал с серией резонансных аварий, случившихся в последнее время.
- Тем самым законодатель ввел единое поле требований как для профессиональных перевозчиков, так и для тех, кто использовал транспортные средства, например, для перевозки своих сотрудников. Думаю, это усилит требования к перевозчикам и обеспечит безопасную перевозку на всех уровнях, - рассуждал спикер.
Для получения лицензии профессиональным перевозчикам достаточно представить заявление, список транспортных средств, приказ о назначении ответственного по БДД и договор об организации прохождения медицинского освидетельствования водителей. Для этой процедуры отводится 120 дней (до 29 июля). Лицензия будет бессрочной, а ее стоимость - 7300 рублей. По данным на 15 апреля, поступило 125 заявлений, выдано 36 лицензий, в реестр включено 424 автобуса.
Надзор будет осуществляться в плановом порядке, прозрачно для предпринимателей.
- Перевозчик заранее знает, когда мы придем и какие требования к нему предъявляются. Мы не выскакиваем неожиданно из-за угла, - объяснил Борис Смирнов.
При получении лицензии также будет присвоена категория риска. Она будет определяться исходя из показателей тяжести потенциальных негативных последствий и вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований (например, постановлений о назначении административного наказания; приговоров суда о привлечении к уголовной ответственности). Чем больше нарушений - тем выше степень риска. А перевозчиков с низкой степенью риска могут проверять реже.
За выполнение регулярных автобусных перевозок с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, предусмотрены штрафы: для граждан и должностных лиц - 50000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 100000 рублей, для юридических лиц - 400000 рублей. При повторном отсутствии лицензии будут применены те же штрафы, но с конфискацией транспортного средства, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
- Для некоторых организаций штраф в 400 тысяч будет крахом, - рассуждал Борис Смирнов.
Приостановка действия лицензии осуществляется при выявлении грубых нарушений, например при систематическом нарушении режима труда и отдыха водителей или выпуске на линию без медицинского контроля. Кстати, именно нарушение режима труда и отдыха водителей является самым частым. Такого рода санкция, как приостановка лицензии, будет налагаться судом.
По словам начальника Управления транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Алексея Сидорова, сегодня в Татарстане 42 перевозчика обслуживают 149 межмуниципальных маршрутов. На рейсы выходит более 500 единиц транспортных средств, они за год перевозят более 19 млн пассажиров.
- Что касается перевозчиков, которые под видом заказных осуществляют регулярные перевозки, то еще в 2017 году в 220-ФЗ были внесены изменения, по которым любой перевозчик имеет право подать заявление об установлении маршрута. На сегодняшний день в процессе рассмотрения пять заявлений, - заметил Алексей Сидоров.
Но как отличить регулярного перевозчика? Это достаточно легко: автобусы отправляются исключительно с автовокзалов, в салоне должны быть данные о перевозчике и наличии лицензии.
- Сегодня на территории города порядка 12 несанкционированных точек, - отметил начальник Управления транспорта Миндортранса республики, - в районе Советской площади, компрессорного завода, ЦУМа.
Рейды по выявлению такого рода перевозчиков проходят регулярно и будут проводиться впредь.