Как поменяли «ё» на «э»

Сегодня, 26 апреля, в Доме актера имени М.Салимжанова состоится презентация книги Юрия Благова «КЭМСТ и театральная жизнь Казани 1920-х годов».

news_top_970_100

Известный режиссер и педагог, заслуженный деятель искусств РТ Юрий Благов заведует ныне театральным музеем КАБДТ имени В.И.Качалова. Свою новую книгу он посвятил памяти предшественника - создателя музея в Качаловском театре Игоря Германовича Ингвара, в архивах которого сохранилась большая часть документального материала об экспериментальном театре, просуществовавшем в Казани всего три года и потом на многие десятилетия вычеркнутом из истории как классово чуждый элемент.

Когда-то они собирались написать эту книгу вместе. И вот она издана - как своего рода памятник замечательному человеку, ушедшему от нас в 1993 году, однако оставившему след в памяти многих казанских театралов.

Игорь Ингвар, всю жизнь проработавший в Большом драматическом театре, начинал свой творческий путь в той самой Мастерской театральных зрелищ КЭМСТ под руководством Бориса Симолина. Эта экспериментальная студия впервые в Казани пыталась осваивать принципы биомеханики Всеволода Мейерхольда, утверждать новые революционные сценические идеи. Любопытна история возникновения названия театра: авторство Борис Симолин приписывает своему другу и единомышленнику, актеру Большого театра Ивану Пшеничному, однажды пославшему к такой-то матери старый театр. Позже вторую букву пришлось заменить на «э» оборотное и придумывать для публики и представителей власти различные трактовки вроде «КЭМСТ - конструктивизм, эмоциональность, мастерство, современность, театральность» или «коллективизм, эксперимент, монтажность...» и тому подобное («Монтаж аттракционов» Сергея Эйзенштейна также был известен кэмстянам).

В дальнейшем создатели мастерской разъехались по стране. После ареста и расстрела Мейерхольда обвинения в формализме носили уже политический окрас. Поэтому до конца жизни многие скрывали свою причастность к КЭМСТу. И все же малоизученная страница истории театра, воссозданная на пестром фоне всей театральной жизни Казани 20-х годов ХХ века, не канула в лету. Благодаря Юрию Благову она займет свое место в истории.

Книга не случайно издана решением межотраслевого экспертного совета по формированию госзаказа на фундаментальные и прикладные научные исследования и разработки, финансированного Академией наук РТ. По богатству собранного материала, обстоятельному изложению эта работа, рассчитанная на широкий круг читателей, тем не менее станет крупным вкладом в историческую науку нашего края.

 

Галим ГАЛИМОВ

news_right_column_240_400