Как татарстанцы относятся к мигрантам, и почему наши люди в три утра на оптовый рынок не ездят
news_header_top_970_100

Как татарстанцы относятся к мигрантам, и почему наши люди в три утра на оптовый рынок не ездят

Привлекательность России и Татарстана в глазах наших соседей, которые срываются с родного места в поисках лучшей доли, не перестает расти.

«Гости» хотят работать и общаться с местными, от которых многие из приезжих два десятка лет назад отличались только традициями, имея в кармашке документ о таком же гражданстве той же самой великой державы. О стереотипах и реальном положении дел по этой нелегкой теме «КВ» беседуют со старшим научным сотрудником отдела этнологии Института истории АН РТ, кандидатом исторических наук, доцентом Лилией Сагитовой. Источники противоречий

- Лилия Варисовна, в чем проблема современного мигранта? - Под мигрантами подразумевают наших бывших сограждан из республик СССР, выходцев из Средней Азии и с Кавказа. Почему в наши дни о них стали говорить как о болезненной проблеме в российском обществе? Мигранты стали заметны в принимающем сообществе: мы видим, как потоки их увеличиваются. В советское время, несмотря на активную миграцию внутри страны, было много сдерживающих факторов: прописка, невозможность купить жилье, плановая экономика... В центральную Россию чаще всего прибывала молодежь, поступавшая в техникумы и вузы или служившая в армии. Была и сезонная челночная миграция, когда южане приезжали торговать сухофруктами и орехами. После развала СССР ухудшение экономической ситуации в республиках привело к тому, что огромные людские потоки хлынули в Россию в поисках заработка. Как правило, это сельские жители с низкой квалификацией, слабо или совсем не знающие русский язык. Появились огромные массы нелегальных мигрантов, с которыми борется и полиция, и ФМС. Принимающее сообщество независимо от страны и региона настороженно воспринимает большое количество отличающихся «других». А если к этому добавляется конкуренция за рабочие места, то негативное восприятие усиливается.- Какое влияние на формирование таких настроений оказывает интернет? - Специфика интернета создает условия, когда можно запустить в виртуальное пространство любую злободневную тему для того, чтобы поделиться, обсудить или поспорить. Тема мигрантов одна из них. Самые разные группы людей включились в эту дискуссию. Есть обсуждения экспертов, которые в ходе профессиональной дискуссии пытаются найти решения возникающих в связи с миграцией проблем. Но есть и такие сайты, где преимущественно идет выброс эмоций, чаще всего негативных. Здесь создается настроение, воспроизводится расизм и ксенофобия. Скандальный тон этих сайтов привлекает внимание. Поэтому кажется, что все общество так реагирует на «других». Но это не так.- Что же этому противопоставить? - Государственную политику, усилия общественных организаций, научные исследования. Последние очень важны, потому что позволяют исследовать причины возникающей напряженности и непонимания, узнавать реальные настроения и установки людей - как прибывающих к нам мигрантов, так и местных жителей. Проведенное в 2007 году исследование «Изучение межнациональных отношений в Республике Татарстан», в котором участвовали Центр аналитических исследований и разработок и Центр этносоциологических исследований Института истории АН РТ, показало, что к приезжим из стран бывшего СССР относились отрицательно чуть более десятой части опрошенных. Нейтральную позицию проявили около 46%. «Положительно» и «скорее положительно» отметили около 40% опрошенных. Неприхотливая замена

- Чем мигрантов притягивает Татарстан? - Первая причина - экономическая привлекательность. Динамично развивающаяся инфраструктура республики, подготовка мероприятий общероссийского и мирового масштаба требуют огромного количества рабочих рук. Эту потребность невозможно покрыть местными трудовыми ресурсами, поэтому приходится нанимать мигрантов. Вторая причина - культурная составляющая региона. Тюркское население мусульманского вероисповедания воспринимается приезжающими из Средней Азии и с Кавказа как родственное, близкое. Мигранты-мусульмане полагаются на мусульманскую этику. В интервью мигранты нередко говорили о том, что «мусульманин мусульманина не обидит». Не секрет, что часто мигрантам не выплачивают денег за работу, а в Татарстане намного меньше таких случаев в отличие от других российских городов. Еще одна причина - коммуникационная. В Татарстане близость тюркских языков намного облегчает взаимопонимание между местными и мигрантами-гастарбайтерами.- Какие аргументы против пребывания в России трудовых мигрантов звучат чаще всего?- Во-первых, существует расхожее мнение о том, что мигранты занимают рабочие места, а местные остаются без работы. Во-вторых, говорится о несопоставимости культур. В-третьих, утверждается, что растет этническая преступность, основными фигурантами которой являются мигранты. Посмотрим на эти мнения через призму научных исследований, чтобы понять, где есть доля правды, а где мифы. В 2012 году мы участвовали в масштабном общероссийском исследовании «Перспективы занятости и решение проблем безработицы в РФ» при финансовой поддержке Института общественного проектирования РФ. Важно было понять, содержит ли сфера труда конфликтный потенциал в связи с притоком иностранной рабочей силы и как в целом население столицы Татарстана относится к мигрантам. Исследование показало, что многое зависит от конкретного сегмента рынка труда. Например, в госучреждениях, в системе здравоохранения, образования, в промышленности, банковском бизнесе труд мигрантов если и используется, то крайне редко. Здесь они не являются конкурентами для местных. Если говорить о системе ЖКХ, то в управленческом звене они тоже не представлены. Но их число растет в низовых звеньях, куда неохотно идут работать местные. Аналогичная ситуация в сфере общественного транспорта. Другое дело строительный бизнес. Бизнесмены всегда стремятся снизить затраты. Поэтому неприхотливый мигрант, готовый трудиться день и ночь за невысокую зарплату, всегда будет предпочтительнее, чем требующий обязательств по соцпакету и высокую зарплату местный рабочий. Если же говорить о рыночной торговле, то там на самом деле царят мигранты, не только потому что сухофрукты, орехи и овощи с фруктами привозят из их стран. Но и потому, что у них традиционно есть опыт торговли и обслуживания торговой инфраструктуры. Среди местных, думаю, будет сложно найти работника, который бы каждый день вставал в 3 - 4 часа утра и ехал на оптовый рынок для закупки продуктов. Оказалось, утверждение, что мигранты занимают рабочие места местных, - миф, и конфликтов на этой почве не наблюдается.- На чем основываются такие выводы?- Во-первых, это экономическая стабильность рынка труда в городе. Один из рассмотренных нами показателей - потеря места работы. Ведь если высока вероятность лишиться места, то человек очень напряжен. Приток новой рабочей силы расслаблению отнюдь не способствует. Но из всей массы опрошенных, а это 350 человек по выборке (в границах Казани это определяет основные тенденции), почти 83% не теряли место работы. Более одного раза лишались работы 2%. Таким образом, если люди не теряли работу, то они уверены в стабильности своего положения. Во-вторых, мы рассмотрели причины, по которым люди меняли работу. 27% опрошенных искали место с более высокой зарплатой, 22% стремились к карьерному росту. По специальности искали работу 15%. Большинство опрошенных уверено в своем будущем и настроено оптимистично. Много мигрантов в силу своей неквалифицированности не составляют конкуренцию местным жителям в перечисленных выше сферах труда. Но в ряде сфер конкуренция есть. Например, транспортные перевозки, строительство, отчасти торговля, сфера ЖКХ. Толпа или помощники?

- Насколько мы готовы в общем и целом принять «другого»? - Это мы тоже выясняли. Было выделено несколько сфер: строительство, транспорт, торговля, образование, профессиональная среда, сфера государственного управления и сфера рекреации, отдыха. Опрашиваемым задавался простой вопрос: «Какую долю от общего числа работающих или присутствующих где-либо людей вы готовы отдать мигрантам?» В этом отношении самой либеральной оказалась сфера образования: «Пусть учатся, нам они не мешают». Эти доли люди определяли для себя в зависимости от условий контактов: в общественном транспорте, на работе, на отдыхе доли колебались от трети до половины мигрантов от всех присутствующих. Высказываний типа «Нет, совсем не готов принять» не было вообще. Кроме того, социологи интересовались: «Готовы ли вы идти лечиться к врачу, если он будет, например, выходцем с Кавказа?» На что получали показательный ответ: «Если он хороший врач, профессионал, то почему нет?» Однако в управленческой сфере казанцы готовы видеть только своих.- А как СМИ проявляют себя в этой теме?- Региональные журналисты стараются максимально объективно преподнести факты. Единственное мое замечание: голос рядового мигранта практически не звучит.  Выступают только лидеры общин. Нет материалов, которые адекватно отражали бы вклад мигрантов в экономику страны. Сложнее с электронными СМИ, которые в силу своей специфики транслируют картинки рейдов по проверке мигрантов. Человек нарушил паспортный режим и все: он больше никого не трогал, в драках не участвовал. Но в глазах аудитории уже выглядит преступником. Приезжих показывают толпами. Местное население не определяет их по этнической принадлежности. Образ мигранта в представлении казанца размыт. Между тем все познается на конкретных примерах. Например, бабушки в частном секторе принимают узбеков на постой. Мигранты все им делают по дому, ухаживают за садом, потому как с детства приучены к сельскому труду. Важное качество - воспитание приезжих. Они уважают старших и стараются им не перечить. Все зависит от индивидуального взаимодействия. Конечно, ситуация с миграцией изменчива. Происходят разные события, которые влияют на настроения людей. Особенно если происходит что-то экстраординарное, такое, как события в Нурлате или беспорядки в Бирюлево. Здесь важно освещать события адекватно, помня о том, что все это предопределяет массовые настроения и поведение людей.

КстатиПо данным ФМС, в Россию каждый год въезжает около 14 млн иностранцев, почти 80% из них - граждане стран СНГ.