Все началось с деяний Петра Великого. Издал он указ от 15 числа декабря месяца, что-де с 1 января дано будет начало новому году. Ранее ведь лета исчислялись от Сотворения мира, и стоял на дворе уже год 7208-й. А тут поездил Петр Алексеевич по Европам и порешил летоисчисление российское изменить и сделать его от Рождения Христова. Посему и повелел считать 1 января началом нового 1700 года. Встречать Новый год надлежало торжественным молебствием, пушечной и ружейной пальбой, балами-ассамблеями, а для украшения улиц, площадей и домов велено было ставить елки.
Дошел сей указ и до Казани. Воеводою тогда в городе был Никита Олферьев, сын Кудрявцев. Собрал он в палатах своих дворян да именитых людей казанских и повелел государевым словом Новый год праздновать с елками да ассамблеями. Опосля довели сей указ и до люда посадского, завезли в Гостиный двор елок превеликое множество по цене малой, затем и вовсе даром стали раздавать - а не берет никто. Народ думает: как так? Нешто под силу государю течение солнечное изменить, лишь едино Вседержителю подвластное? Не иначе его бес-нехристь попутал, и имя ему - Лефорт. Так и не совладала власть с народом. А как подошло время до года нового, ударил трижды набатный колокол на Спасской башне, ухнули разом все крепостные - на том покуда все шумство и кончилось. Митрополит Тихон наскоро молебен отслужил в соборе Благовещенском, опосля двинули все на воеводский двор. Потоптались там малость, ассамблею изображая, выпили немного да по домам спать разошлись. Правда, на следующий год на ассамблее у воеводы отплясывали уже лихо в платье немецком да при буклях, а вот люд посадский еще долго к летоисчислению новому привыкнуть не мог. Оно ведь известно: новое-то на Руси завсегда тяжко приживается.
Леонид ДЕВЯТЫХ