В июле, августе, сентябре (за редким исключением) занятий в вузах в Советском Союзе не было. Летом студенты работали в стройотрядах, помогали сельчанам в уборке урожая в начале осени. А каникулярное время могли использовать по своему усмотрению. Где же и как студенты отдыхали? Ведь не все могли себе позволить поездку к южному морю. В городе, на даче - скучно. Что оставалось?
Кордон, Зеленый Бор, Голубой залив
При всех крупных вузах были спортивно-оздоровительные лагеря. Путевки для студентов в такие спортлагеря стоили копейки, желающих отдохнуть там было немало. За исключением Казанского инженерно-строительного института (КИСИ), лагерь которого находился на Меше, другие ведущие казанские вузы имели спортлагеря на Волге: химико-технологический институт (КХТИ) - в Зеленом Бору, университет (КГУ) и медицинский институт (КГМИ) - на Кордоне, авиационный институт (КАИ) - в Голубом заливе. Сборные команды институтов по разным видам спорта, как правило, выезжали в такие лагеря регулярно, но и обычным студентам мест хватало. Смены длились от 12 до 24 дней и полностью охватывали июль и август.

Преподаватели кафедры физвоспитания КАИ в «Икаре»
Мне довелось побывать и на Кордоне, и в Зеленом Бору, и в Голубом заливе. Постановка спортивной и культурно-массовой работы в этих лагерях разительно отличалась. Лучшим во всех отношениях был спортлагерь КАИ, где в отличие от спортлагерей других казанских вузов, в которых по большей части студенты были предоставлены самим себе, велась качественная работа преподавателей кафедры физвоспитания со студентами. Спортлагерь КАИ «Икар» занимал призовые места в смотрах и конкурсах РСФСР и ТАССР, сюда стремились попасть на отдых даже студенты московских и ленинградских вузов. Вид на Волгу с сосновым бором на берегу - ну чем не Юрмала?! Не нравится купаться в Волге - иди на залив, что на другой стороне лагеря: там спокойнее. Плывешь и обозреваешь окружающий залив лес. Грибы росли прямо на территории лагеря.
Ответственным за спортивную работу там в 80-е годы был старший преподаватель Владимир Ермолаев. Он добился того, что в спортивные занятия ежедневно были привлечены все студенты. Сборники, понятно, работали по своим программам. К каждому преподавателю была прикреплена определенная группа студентов. И вот эти группы, включая сборные института по разным видам спорта, практически ежедневно соревновались между собой.
Проходили соревнования по плаванию (в лагере был открытый бассейн с дорожками), легкой атлетике, гребле на лодках, гимнастике, пулевой стрельбе, бадминтону, настольному теннису, волейболу, футболу. По окончании смены определялась лучшая группа. Что примечательно, группы юношей соревновались одновременно с группами девушек и не всегда сильный пол выходил победителем.
Артисты давали представление прямо на пляже
Но не одним спортом жил лагерь. Было много праздников, самый значимый - «День Нептуна». Ежедневно вечером устраивалась дискотека, на которую приходила и отдыхающая молодежь с соседних баз. Если не было эксцессов, танцевать им никто не препятствовал. В 23.00 отбой. Но надо знать студентов... какой отбой?! Преподаватели смотрели на нарушение режима снисходительно (сами недавно молодыми были), но хулиганство пресекалось. Разрешали студентам и у костра посидеть, под гитару песни попеть. Желающие посмотреть спортивные передачи или фильмы усаживались у телевизора.

Студенты «Икара» ни дня не проводили без спорта
Культурно-массовой работой в лагере заведовал Геннадий Торлупа, но практически ее вел Владимир Чуркин - уникальный человек, бывший вратарь «Рубина»! Он делал то, что на его месте не смог бы сделать никто другой. То, что он регулярно приглашал в «Икар» лучших казанских бардов и те давали не по одному концерту, не так значимо. А вот когда привозил в лагерь часть труппы гастролировавшего в Казани иногороднего театра, вот это было круто! И артисты давали представление прямо на пляже. Однажды он привез народного артиста РСФСР Александра Калягина. Я решил взять у него автограф. А под рукой только номер журнала «Новый мир». Полистал Калягин журнал, увидел главы романа Андрея Платонова «Чевенгур» (то был 1987 год, Платонова только-только начинали печатать) и подписал, обращаясь ко мне: «Спасибо за любовь к Платонову». Пригласил вместе в бане попариться. А парная в «Икаре» была отменная!
Не одни студенты отдыхать умели. После отбоя преподаватели после напряженного трудового дня (никакой иронии) собирались у костра на окраине лагеря, варили уху (килограмм стерлядки можно было купить у местных рыбаков за 3 рубля), травили анекдоты, негромко пели песни. Ну и сухой закон нарушали. Опять же не переходя дозволенных границ.
Перестройка быстро перестроила и работу в «Икаре». Уже в 1990 году преподаватели кафедры физвоспитания вынуждены были через институтскую газету «Крылья Советов» обратиться с открытым письмом к ректору. В нем они рассказали, что стало не хватать кроватей, тумбочек, подушек; домики стоят с выбитыми стеклами; в столовой недостает посуды и стульев; лесоматериалы на постройку новых домиков на сумму 12 - 13 тысяч рублей (советских) вот уже четыре месяца мокнут под дождем. Посреди смены встал вопрос о закрытии лагеря, потому что холодильники без электропитания размораживались, не было воды - работа столовой была парализована. Не вывозились пищевые отходы и мусор. Практически не стало спортивного инвентаря. Сломанными лежали на складе катамараны. Наметилась тенденция ограничить количество студентов в лагере, поэтому усложнилась выдача путевок студентам.
В 90-е годы ситуация немного выправилась, но «Икар» стал уже не тот. Последний раз я отдыхал там в 2008 году (до этого ездил ежегодно с 1982 по 2004 год). Питание неплохое, но скучно - нет того задора, радости и энтузиазма, что были в 80-е...