Летом этого года на территории России в ходе крупномасштабной акции были выявлены генетически модифицированные продукты, на упаковке которых всего лишь отсутствовала информация об их необычном происхождении. С реализации эти злополучные продукты были сняты. Почему? Ведь генетически модифицированные продукты к употреблению в нашей стране не запрещены...
Толчок к применению первых лабораторных опытов по генетической модификации на практике дала соя - растение, очень сложное в выращивании по причине крайней уязвимости перед сорняками. Тогда к сое подсадили микроорганизмы, устойчивые к пестицидам, и растение стало выживать даже после самого жестокого опрыскивания ядохимикатами, в то время как сорняки погибали на корню. Урожайность сои выросла в несколько раз. После этого удачный опыт был применен на картофеле, который сделали невосприимчивым к колорадскому жуку, помидорах, срок хранения которых едва ли не превышал срок жизни среднестатистического едока и т.д. Сейчас список генетически модифицированных культур приближается уже к сотне. Не отстают от всемирного прогресса и в нашей стране: с применением трансгенных технологий получены и разрешены к использованию 3 линии сои и 5 кукурузы, 2 сорта картофеля и 1 линия сахарной свеклы.
Естественно, возникает вопрос - а насколько безопасна для человеческого организма пища, полученная из растений, начиненных трансгенными организмами, токсичными для насекомых и вирусов и устойчивыми к гербицидам?
На этот вопрос до сих пор не дано однозначного ответа, хотя в мире пока не зафиксировано случаев негативного эффекта, которые можно было бы однозначно отнести на счет GM-продуктов. Что же смущает ученых?
Дело в том, что трансгенные продукты появились не так давно и о последствиях их применения судить пока рано: «теория суха, мой друг», а практического опыта врачи еще не накопили, если не считать двух случаев. Когда появилась генетически модифицированная соя с ДНК бразильского ореха, появились и случаи аллергии людей на сою как следствие непереносимости самого ореха. Или модифицированный картофель, который негативно сказывался на иммунной системе питающихся им лабораторных мышей... Во всяком случае, проявления отдаленных последствий от употребления в пищу GM-продуктов ученые не исключают.
Именно поэтому в мире развернуто целое движение против трансгенной пищи. Особенно отличились гринписовцы, которые провозгласили, что эта пища больше подходит Франкенштейну: дескать, кесарю - кесарево. Очень недоверчиво относятся к ней и жители Европы. А вот американцы едят «франкенштейнову» еду спокойно и никакими вопросами особенно не задаются.
В России почти вся имеющаяся готовая GM-продукция поступает из-за рубежа, но есть и отечественные производители, использующие генетически модифицированные источники, главным образом сою. Обнаруживается она чаще всего в разнообразных колбасных изделиях, полуфабрикатах и продуктах из собственно сои: муке, мясе, соусе, молоке, бобах.
Разумеется, вносятся в официальный реестр и разрешаются к использованию только те содержащие GM-компоненты продукты, которые получили одобрение Московского научно-исследовательского института питания РАМН. Но никто их нам не навязывает - может быть, когда-нибудь, дабы прокормиться, все увеличивающееся население планеты полностью перейдет на трансгенную пищу. Но сейчас именно ввиду отсутствия долгосрочных исследований на безопасность подобных продуктов нам предоставлено право выбора.
Вот тут-то и кроется главная закавыка. Некоторое время назад согласно закону маркировка генетически модифицированной пищи происходила на добровольной основе. Чтобы не отпугнуть консервативного покупателя, производители не всегда указывали экзотическое происхождение данного продукта, и россияне иной раз просто не догадывались, что едят. Потом постановлением главного санитарного врача РФ в сентябре 2002 года производителей-таки обязали маркировать продукты, в состав которых входит трансгенный белок и ДНК. Однако, увы, не все производители следуют этим правилам (см. начало статьи)...
Светлана ГОРДЕЕВА.