1301 случай приходится на дистанционное мошенничество, а ущерб, нанесенный потерпевшим, перевалил за 7 млн рублей. Такую статистику на пресс-конференции представил временно исполняющий обязанности начальника ОУУП и ПДН Управления МВД России по Казани Рауф Низамов.
Не радует уровень раскрываемости дистанционных мошенничеств - он колеблется от 11 до 16%. Расследование таких уголовных дел осложняется тем, что украденные деньги уходят на счета лиц, проживающих в других регионах или странах, обналичиваются. К слову, уголовная ответственность наступает в связи с действиями, которыми причинен ущерб от 2500 рублей. Однако этот принцип не распространяется на кражу денег с банковских карт - здесь уголовное преследование начнут при хищении от 500 рублей.
Среди самых популярных разновидностей обмана полицейский выделил мошенничество при купле-продаже товаров в интернете и ложные звонки из банков. В первом случае мошенники звонят человеку, разместившему объявление о товаре или услуге, выражают заинтересованность и настойчиво просят внести предоплату. У потенциальной жертвы выманивают данные банковской карты: срок ее действия, номер и секретный код с обратной стороны. В результате получают доступ к денежным средствам.
- При продаже вас должно насторожить, что потенциальный покупатель готов сразу приобрести товар, даже не спрашивая о его характеристиках, состоянии. Второй признак - покупатель пытается выведать данные карты, кроме ее номера, - объяснил Рауф Низамов.
Иной случай, если звонок поступает якобы от службы безопасности банка и потенциальную жертву убеждают, что с ее карты проводится списание денег. Для пресечения этого процесса «сотрудник банка» просит назвать упомянутые выше данные карты, после чего исчезает с деньгами. В ходе расследования уголовных дел оказывается, что звонки от мошенников поступают из других регионов, а порой и стран. Преступники используют IP-телефонию и могут подменить номер, отображающийся на экране абонента.
- Лица, которые звонят жертвам, могут быть как в местах лишения свободы, так и не иметь судимости. Есть целые call-центры, сотрудники которых обзванивают людей по базам - жаждут легкого заработка, - сказал Рауф Низамов.
В качестве примера полицейский привел подобный центр в одной из стран ближнего зарубежья. В нем были обнаружены базы данных нескольких банков.
Впрочем, не ушли в прошлое и контактные формы мошенничества. Популярный способ - фиктивная демонстрация скриншота продавцу о переводе денежных средств.
- Недавно был случай, когда на один из рынков Казани под конец рабочего дня к продавцу подошли мужчины. Они приобрели автотовары на 50 - 60 тысяч рублей. Продавцу показали скриншот якобы совершенного перевода денег. Воспользовались тем, что рабочий день шел к концу. Продавец устал, не стал ждать зачисления денег на свой счет и отпустил покупателей. Потом позвонил в банк и уточнил, как долго могут ему приходить деньги: оказалось, от нескольких часов до нескольких дней. Но денег он не дождался и обратился в правоохранительные органы, - рассказал сотрудник МВД.
Рауф Низамов призвал быть внимательными к публикуемой на личных страницах в социальных сетях информации и напомнил, что жертвами дистанционных мошенников в последнее время становятся не только пожилые люди. Все чаще с деньгами расстаются активные пользователи банковских карт, смартфонов.
- Понимаю, кому-то хочется похвастаться, поделиться радостью, но если это касается документов, то не следует их публиковать. Не нужно говорить о планируемых дорогих покупках. А при покупке в интернете стоит читать отзывы о продавцах, - резюмировал Рауф Низамов.