КОГДА БУХАНКА ВНОВЬ ПОДОРОЖАЕТ?

Генеральный директор ОАО «Объединенная хлебная компания» Талгат Замалеев обещает, что «не ранее апреля 2005 года»

news_top_970_100

Каждый производитель сам устанавливает цены, исходя из затрат. В прошлом году создан региональный зерновой фонд, куда в счет погашения задолженности за товарный кредит 2004 года и прошлых лет (ГСМ, минеральные удобрения по ценам ниже рыночных, услуги лизинговой компании и ассоциации элитных семян) поступает зерно по государственным ценам. Муку из него, а затем и хлеб производят тоже по фиксированным ценам, регулируемым правительством РТ. 

Директора хлебозаводов грезят о 13 -15 рублях за буханку ржаного. В этом случае производство (при нынешней цене на бензин и электроэнергию) будет окупаться. Правительство, естественно, найдет возможность скорректировать эти цифры по нижней планке - вслед за соседями по Приволжскому федеральному округу.  Ибо наши батоны уже дороже саранских и чебоксарских, пензенских и саратовских.

Весной и осенью

Весной, как известно, все растет и зеленеет. Российские цены, ориентированные на «грины», - не исключение. Зерно, хранящееся на элеваторах, ежемесячно дорожает на 50 рублей за тонну. Хлебоприемные предприятия спекулируют им сезонно: пшеницу, которую осенью по 4000 рублей тонна нехотя брали местные, весной за 5000 - 6000 рублей из рук рвут мукомолы других регионов. 

От того, почем купят муку хлебозаводы, зависят и их отпускные цены. Нынешней весной, например, мука подорожала на 10 - 16 процентов, и соответственно на 6 - 8 процентов подняли цены хлебозаводы.

Впрочем, и для осеннего повышения в 2005 году резоны будут, не сомневайтесь. Есть для этого «вечно растущие» энергоносители. В переводе на наши деньги потребители Европы, США и Японии платят по 1,5 - 3 рубля за киловатт/час электроэнергии, и пока РАО ЕЭС не «дожмет» всех нас и предприятия до этих платежей - не жди покоя.

До тех пор будут экспортировать киловатты в Европу и тем гордиться.

Производители хлеба в Татарстане сейчас лишь мечтают о рентабельности в 10 процентов, необходимой для сохранения хлебозаводов на плаву. К ноябрю отрасль вытянула 7,4 процента рентабельности по продажам. Чистая прибыль не тянет и на три процента, вдвое упав за два последних года.

Едим меньше - платим дороже

Если верить данным, прозвучавшим на расширенном заседании Совета хлебопекарной отрасли, хлеба сограждане едят все меньше, а макарон и пряников все больше. Заелись, типа, от избытка благосостояния. Поэтому производство хлебобулочных изделий практически не растет (плюс 1 процент к 10 месяцам 2003 года), а кондитерских (+5,7) и макаронных изделий (+58,1) надо выпускать больше и ассортимент расширять.

Талгат Замалеев утверждает, что по Казани хлебобулочные изделия подорожали нынешней осенью «в целом» лишь на 10 -12 процентов (по республике на 8 - 14). У покупателей, видящих, что буханка ржаного, стоившая 8 рублей, а с ноября - 10 рублей 30 копеек, счет «конкретный» - более 25 процентов.

Почему дорожает именно то, чего мы «меньше стали есть»? Основная статья доходов пекарей - батоны «Нарезной» и ржаной хлеб. Именно они, по понятным причинам, составляют львиную долю в 230 - 240 тоннах продукции хлебозаводов, что съедает Казань за один день.

Почему хлебопеки не хотят заморозить цены на самое необходимое, компенсировав затраты повышением на торты, пряники, пирожные? Покупать перестанут. Поэтому всегда наиболее явно дорожают не праздничные сладости, а повседневные батоны и буханки. Один из «хлебных» директоров Закамья в частном разговоре выразился предельно ясно:

- И «кондитерка», и «макароны» несут нам убытки. Подпольщики производят все это в частных гаражах, налогов не платят, сертификаты используют наши же, закупив понемногу каждого вида продукции один раз. С их ценами предприятиям-налогоплательщикам, производящим сертифицированную (тоже затраты) продукцию, бесполезно состязаться. Прикрыть эти цеха можно, но нет на то политической воли руководства, а те, кто должен с этим бороться по долгу службы, сами живут на «откате» с подпольщиков.

Владимир МАТЫЛИЦКИЙ.

news_right_column_240_400