Я лихорадочно высчитываю, сколько же у них там по-нашему стоит курица - неужели 70 рублей? А я на днях почти за 200 покупала!
Конечно, не окорочками едиными жив человек. Но справедливости ради периодически хочется узнать: почему же российская курица такая дорогая? И российский сахар, и российское масло? И почему продукты дорожают именно тогда, когда дешевеет рубль и повсеместно снижаются зарплаты? И вообще, что будет дальше, когда всемирный кризис накроет и российскую экономику с ее массовым экономным укладом (олигархи не в счет). Неужели курица станет еще дороже? А вдруг она вообще улетит с прилавков магазинов, не выдержав укоризненных взглядов голодных пенсионеров? И что вообще ждет продовольственный рынок России в эпоху глобального кризиса?
Об этом нам рассказал исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.
- Илья Вячеславович, что ждет обычного российского потребителя в ближайшем будущем, к примеру среднестатистическую домохозяйку? Можно ли уже сегодня предупредить ее о подорожании тех или иных продуктов?
- Прогнозы на будущее в нашем быстро меняющемся мире давать рискованно, поэтому скажу про сегодня. Сегодня торговые сети завалены документами от поставщиков о повышении цен на товары. На некоторые товары поставщики поднимают цены до 15, а то и до 20 процентов. Это факт.
- А как можно объяснить то, что на Западе и в Америке цены снижаются, а у нас повышаются?
- Это одно из отличий кризиса по-российски. Когда спрос падает – должны падать и цены. Это закон экономики. Это и происходит за границей. У нас же цены поднимаются. Мне самому очень хотелось бы знать причину этого. На импортную продукцию – еще как-то объяснимо: курсы валюты растут. Но почему они поднимаются на отечественную продукцию: яйцо, молоко, масло, в которых нет импортных составляющих, – вот это непонятно! Единственное разумное объяснение – что, возможно, наши производители напуганы надвигающимся кризисом и хотят подстраховаться. Особенно те, чей товар имеет импортный аналог, и если на него цена поднимается, то и наши производители «подтягивают» свою цену.
- Но по логике вещей сейчас самое золотое время у отечественных мясных, сырных, куриных, масляных королей - их продукция может стать более популярной именно за счет доступной цены!
- Да, можно сказать, что у нас наступает эра российского производителя. Пока еще цены на импорт не так заметно поднялись, потому что многие сети торгуют остатками продукции, закупленной еще до Нового года. А новые цены на импорт наш покупатель еще не видел. Но уже сейчас многие торговые сети предусмотрительно переходят на отечественную продукцию - то есть на более дешевые аналоги заграничной. И в данной ситуации наши производители должны извлечь из этого максимальную пользу. Тем более что торговые сети готовы идти им навстречу. Наша ассоциация приняла положение, в соответствии с которым мы отменяем все виды бонусов по вхождению товаров отечественных производителей в торговую сеть. Это наша добровольная инициатива навстречу сельхозпроизводителям и наша надежда на то, что на полках магазинов увеличится доля российских товаров. Многие торговые сети объявили о снижении отсрочек платежей по отечественной сельхозпродукции до 14 календарных дней. Мы постоянно общаемся с ассоциацией поставщиков, минсельхозом и постоянно что-то стараемся придумывать, чтобы контролировать ситуацию в торговых сетях.
- Но может, российским производителям сельхозпродукции что-то мешает?
- Это другой вопрос, не менее больной… Нам часто показывают в теленовостях, как первые лица государства навещают фермеров и пробуют их продукцию - молоко, сметану… Они говорят: «О, как вкусно - жалко, что мы не можем это купить в магазинах!» Нам тоже жалко! Мы были бы счастливы продавать такую продукцию в торговой сети. Но то количество документов, которые должен собрать российский фермер, немыслимо! Фермер просто сойдет с ума и перестанет заниматься своей работой. И ему, и нам в этой ситуации должно помочь государство.
- Одинаково ли будет расти цена на продукты в Москве и регионах?
- Любое повышение закупочной цены рано или поздно скажется на «полочной» цене – как в Москве, так и в регионах. Поэтому с повышением цен ситуация одинаковая. С ассортиментом в Москве, конечно, получше.
- Какие реальные меры может предпринять правительство по регулированию цен на продукты? Может, это будет замораживание цен, как в июле прошлого года?
- Главная мера государства – не допустить дефицита продукции. Потому что любой дефицит ведет к повышению цены. А что касается инициативы по замораживанию цен... Есть такое мнение: любую фиксацию цен в конечном итоге оплачивает покупатель…
- Но накануне выборов в Госдуму в 2007 году делали фиксацию цен через соглашение торговых сетей…
- А чего мы можем добиться фиксацией цены в магазинах? Ведь на итоговую цену товара влияет вся торговая цепочка – и маржа сети, и наценки поставщиков, и затраты производителя. Что изменится, если зафиксировать наценку только в торговой сети? Подчеркну еще раз: фиксация цен на последнем этапе неэффективна и не имеет экономического обоснования.
- Изменилась ли сумма «среднего чека» в продовольственных магазинах?
- Смотря о каких магазинах мы говорим. Где-то сумма упала, где-то осталась без изменений, а где-то даже выросла. Происходит переход потребителей из гипермаркетов в магазины эконом-сегмента. А это значит, что в супермаркетах «средний чек» уменьшается, а в эконом-магазинах он растет.
- А что в таком случае произойдет с продовольственной корзиной?
- Структура потребительской корзины вряд ли изменится. Но если цены на продукты будут расти – естественно, и ее цена будет другой. Вообще нужно сказать, что человек съедает не определенное количество, например, колбасы, а определенное количество калорий. И этого количества он придерживается всю жизнь. Современный человек вряд ли будет голодным - он всегда сможет купить более дешевый продукт и утолить голод. Возможно, снизится качество, но не количество потребления продовольствия.
- Какие-то продукты могут вдруг стать дефицитными?
- Я не думаю, что с каким-то видом продукции будут проблемы. Что касается ассортимента – другое дело: многие торговые сети в условиях кризиса будут его сокращать. Это продиктовано и стремлением сократить издержки, и просто здравым смыслом: зачем держать на полках магазина 30 видов подсолнечного масла, 70 видов минеральной воды, 130 видов водки? Да и поставщики в условиях кризиса не стремятся расширять ассортимент, а сосредотачиваются на наиболее ходовых позициях, сводя риск к минимуму - сейчас не до экспериментов. К тому же в стане поставщиков возможны варианты слияний, поглощений, а это тоже не способствует увеличению ассортимента… Кстати, на Западе мы не увидим свыше пяти позиций того же подсолнечного масла. И это правильно… То есть сокращение ассортимента будет, но проблем с продуктами не должно быть. Никаких предпосылок к этому нет.