Кто ответит за школьную драку и сломанную игрушку в детсаду?

Когда в сети появляется очередное видео о каком-нибудь шокирующем инциденте в школе или детском саду, общественность эмоционально обсуждает случившееся. Кажется, что это где-то там, далеко…

news_top_970_100

В реальности обычный родитель, сталкиваясь с притеснением своего ребенка в образовательном учреждении, не знает, как ему поступить. В практике правозащитников немало такого рода случаев, когда, казалось бы, незначительные притеснения со стороны сверстников превращались в серьезную проблему.

Казанский юрист Наталья Веретенникова рассказала журналисту «КВ», кто виноват, что делать и, главное, как предотвратить такие случаи с точки зрения закона.

- Самые распространенные ситуации, если мы говорим о детском саде, - ребенок ударился, упал, порвал одежду либо кто-то из сверстников нехорошо поступил в отношении него. Возникает вопрос: кто в этом случае несет ответственность - родители ребенка, который случайно или неслучайно это сделал, воспитатель или весь детский сад как учреждение? В Федеральном законе «Об образовании» четко прописано: пока ребенок находится в дошкольном (или школьном) учебном заведении, оно несет полную ответственность за его жизнь и здоровье, обеспечивает его безопасность.

Если речь идет о возмещении материального ущерба (за испорченные вещи, например), то отвечать будет дошкольное учреждение. На практике чаще бывает так, что родители, понимая, что их ребенок совершил что-то нехорошее - порвал курточку, разбил кому-то из ребят очки, стараются возместить какую-то часть ущерба добровольно. Но в целом по закону ответственность за это несет детский сад. С оговоркой: до тех пор, пока рядом нет родителей. Если во время конфликта он присутствует в стенах учреждения, то они в ответе за все, что сделал ребенок: ударил сверстника, нанес травму. Речь тут чаще всего идет, например, о так называемых «развивашках». Когда родители приводят дошкольников на занятия, думая, что делегировали заботу о детях на это время педагогам, и могут отвлечься, почитать книгу и попить кофе. Оказывается, нет.

- А кто в ответе, если произошла драка между школьниками?

- Верховный суд РФ дал разъяснение по данной теме. В течение 20 минут до занятий и 20 минут после за ребенка отвечает школа. Этого времени вполне достаточно, чтобы ребенок собрался домой или переоделся до занятий. А вот все, что после, - уже территория ответственности родителей.

В отличие от детсадовских школьные конфликты отличаются последствиями. Подростковая среда очень жестокая, и подтверждение тому мы часто видим в видеороликах в интернете. Но хочу обратить внимание, что физическая расправа не возникает на ровном месте. Любой конфликт зреет определенное время, и тут важно, как ведут себя родители. Мы обязаны не только воспитывать, содержать и развивать своих детей, мы должны их слушать и слышать. К сожалению, у родителей не всегда есть свободное время, чтобы с ребенком просто пообщаться по душам. А ведь именно так и можно разглядеть неладное, догадаться даже по поведению ребенка дома.

Ко мне обратилась мама старшеклассника, который пришел в новую школу. Это как раз тот возраст, когда сверстники проверяют на прочность, находят изгоя. Что в этом случае и произошло. Все развивалось по классическому сценарию: сначала одноклассники порвали его тетрадки, через какое-то время сломали линейку и т.д. Парень с первых дней стал говорить маме о том, что в эту школу он ходить не хочет, ему там плохо. И здесь важно, какую позицию займет родитель. Один скажет ребенку: ты же мальчик, отстаивай свои права или смирись. Другой - не станет закрывать глаза на происходящие «мелочи» и поставит в известность классного руководителя, а затем и директора школы.

- То есть нужно занять позицию защитника для своего ребенка?

- Именно. И выступать не в роли просителя, а человека, планомерно отстаивающего права. Начать с того, что корректно и уверенно донести до классного руководителя: нужно обратить внимание на ситуацию. Если в ближайшие дни изменений не происходит, смело пишите заявление на имя директора школы с просьбой разобраться в ситуации и несите его секретарю в приемную, не забывая поставить штамп о приеме документа. Можно оповестить об этом классного руководителя, предупредив, что не остановитесь и пойдете дальше - в министерство образования, к уполномоченному по правам ребенка и т.д. То есть ваша позиция: не остановлюсь, пока не защищу своего ребенка.

- Насколько это эффективно, судя по вашей практике?

- Не было ни одного случая, когда при твердой позиции родителя администрация школы или детсада осталась бы безучастной к конфликту. Интересно, что в некоторых школах поступают мудро, привлекая к решению конфликтов не только родителей с обеих сторон, но и медиаторов. То есть независимых специалистов. Есть даже целое направление - медиация разрешения школьных конфликтов. К сожалению, не все об этой возможности знают.

Стоит отметить, что в подростковой среде важную роль играет авторитет и сила. Если родители обижающей стороны поймут, что за пострадавшим ребенком стоит мама, папа, которые готовы поднять общественность и будут решать возникший конфликт, то, скорее всего, и сами одноклассники, и их родители, и классный руководитель, директор предпримут все возможное, чтобы благополучно разрешить ситуацию.

- Можете ли дать общие рекомендации для любого родителя?

- Юристы и психологи едины во мнении: чаще прислушивайтесь к своему ребенку, к тому, что ему не нравится, почему ему не хочется идти в школу. Выясняйте любыми возможными способами, что происходит с ним, когда вас нет рядом. Как правило, здесь и кроется причина. Если ребенок не хочет рассказывать, спрашивайте у других детей, родителей в вашем классе или школе. Часто мамы и папы пострадавших детей боятся, что как только они начнут разбираться в происшедшем, их инициатива выйдет боком самому ребенку. Тогда, может быть, на время разбирательств не стоит отправлять его в эту среду. И главное, самому родителю не стоит бояться: мы живем в прозрачное время, когда к диалогу открыты и СМИ, и сами родители в том же детском саду или школе (часто создаются ватсап-чаты классов). Главное - не пускать проблему на самотек.

news_right_column_240_400