Казань для Толстых не была чужой. Секунд-майором Казанского гарнизона, а затем воеводой уездного города Свияжска служил прадед Льва Николаевича граф Андрей Иванович Толстой. Пять лет губернаторствовал в Казанской губернии его сын Илья Андреевич Толстой, дед писателя. Он похоронен на кладбище Свято-Введенского Кизического мужского монастыря.
Обитель предков стала для братьев Толстых городом отрочества, юности, духовного и гражданского взросления. Николай, Сергей и Дмитрий закончат Императорский Казанский университет, и годы, проведенные в нашем городе, в стенах престижного учебного заведения, окажут влияние на судьбу каждого из них.
Воспитание воли
Лев Толстой прибудет в Казань тринадцатилетним отроком осенью 1841-го, а покинет ее весной 1847-го юношей восемнадцати с половиной лет «с новым взглядом на себя, на людей, на мир божий». За пять с половиной лет он пройдет путь от мечтательного отрока, неуспешного студента, светского щеголя, который впадал в отчаяние от того, что один ус у него короче другого, не так заточены ногти, не той формы носок у сапога, до человека, решившего изменить свою жизнь «в том направлении, где не будет места скуке, пресыщению, а вся энергия будет направлена на воспитание воли разумной, телесной, чувственной». «Голос раскаяния и страстного желания совершенствования и был главным ощущением в ту эпоху моего развития», - писал Толстой в дневнике.
Возраст от 13 до 19 лет - ответственный период в жизни любого человека. И не дано предугадать, как этот опыт отзовется в будущем. У восемнадцатилетнего Льва Толстого он проявился первыми литературными опытами - правилами жизни, выведенными в самодельной тетради, записями в дневнике - спутнике всей его долгой жизни, недовольством собой и окружающим обществом, средой обитания, царившей в доме Юшковых, выбором пути избавления от слабостей и пороков. Здесь он наметит программу совершенствования и развития на ближайшие годы, поражающую охватом знаний, широтой и глубиной интересов.
Потрясения юного максималиста
Долгой и многотрудной будет дорога Льва Толстого от юноши, пожелавшего служить «цели общей и полезной», до яснополянского старца, к которому за мудростью и справедливостью будут обращаться люди из самых разных уголков планеты.
Но он пройдет этот путь, став для России не только нравственным примером, но и ее совестью, утешением. И первые шаги в этом направлении были сделаны именно в казанский период, где все было впервые, входило в душу, оставалось навсегда. И неслучайно ученые-толстоведы сходятся во мнении, что если в Ясной Поляне Толстой родился, на Кавказе стал писателем, то становление личности гения происходило именно в Казани.
В немалой степени на формирование личности Толстого влияла та противоречивая среда обитания, в которой оказался в Казани юный яснополянский максималист. Годы до поступления в университет Толстой называл «пустыней отрочества».
Но чуть позже он откроет для себя совершенно новое чувство дружбы, познакомившись с Дмитрием Дьяковым, «чудесным Митей», племянником начальницы Родионовского института благородных девиц Екатерины Дмитриевны Загоскиной.
В Казани юноше случилось испытать настоящие потрясения. Одно - высокое - от игры актера Александринского театра Мартынова, исполнявшего в «Ревизоре» роль Хлестакова. Другое - печальное, когда, вернувшись из имения опекуна дядюшки Юшкова, он увидел, как красивый город стал черным, обугленным из-за пожара. Его огромное зарево и дымы Лев с братьями наблюдал из сельца Паново.
Страсть к балам и наукам
За непосещение лекций и неуспешную учебу студент Лев Толстой сидел в карцере. А чтобы иметь ухоженные руки и соответствовать требованиям комильфо, резал ногти до мяса, часами простаивал у зеркала, обучаясь светским манерам, впервые танцевал на балу. Родовитые, титулованные молодые люди с хорошими связями везде были желанными гостями. Здесь еще помнили их деда - губернатора Илью Андреевича Толстого - и принимали в лучших домах, где собирались наиболее комильфотные молодые люди, у Мусина-Пушкина, Загоскиной, Боратынского.
Наряду с увлечением светской жизнью, балами, увеселениями молодой Толстой избирает своим кумиром Жан-Жака Руссо, медальон с изображением которого носил вместо нательного крестика. Он прочитает все двадцать томов его сочинений, вплоть до «Музыкального словаря». Одновременно светский щеголь запоем читает русскую и зарубежную классику, обращается к философии, «испытывает страсть к наукам». В душе зреет критическое отношение к окружающему его обществу, ведущему праздную жизнь, заполненную карточной игрой, приемами, танцами, чревоугодием, но требующему от крепостных непосильного труда. Ярким впечатлением для юного Толстого были встречи с каторжанами, которых он часто видел из дома Горталова, что находился напротив острога. «Интерес к этим людям был таким жгучим, что к каждому хотелось подойти, и чтобы каждый рассказал свою историю», - вспоминал он позже. Более полувека кровоточила в душе великого гуманиста память о случае, произошедшем с братом Сергеем на плацу Арского поля и ставшем сюжетом рассказа «После бала». Оказывается, «жизнь - это удивительная таинственность», скрывает много непонятного, делает открытие будущий гений.
Обнимать своей любовью мир
В Казани в мире отрока, выросшего с мечтой о «зеленой палочке», на которой записан секрет всеобщего счастья, его идеалы сталкиваются с действительностью, где царят несправедливость, жестокость, насилие, лицемерие.
Мучительный поиск истины дает богатую пищу для воображения, ума, сердца, заставляет душу трудиться. Весь этот бесценный опыт окажет в той или иной степени влияние на мировоззрение будущего Писателя, Философа, Мыслителя, Посветителя, Педагога Льва Николаевича Толстого.
Сегодня Толстой - один из самых издаваемых во всем мире авторов. Многие народы считают его своим, чтут его имя. Толстой оставил нам не только шедевры художественного творчества, но и огромное духовное наследие, философию, способную объединять людей и государства. Сегодня его мысли актуальны как никогда. Он обращался и к царям, и к простым людям: не отвечать злом на зло, насилием на насилие, не переступать законы миролюбия, взаимоуважения, увеличивать не капитал, а душу, «работать доброе», жить по совести, любить ближнего, обнимать своей любовью мир, как это делал герой его рассказа «После бала», в основу которого легли казанские «впечатленья бытия».