Несмотря на активное продвижение здорового образа жизни среди молодежи в 21 веке, проблема с запрещенными веществами остается как никогда актуальной. Современное общество и государство борется с распространением наркотиков и наркоторговлей на мировом уровне, однако мнимую «крутость» веществ популяризируют режиссеры, исполнители и писатели в своих произведениях и картинах.
На пропаганду чаще всего ведутся подростки, им кажется, что «запрещенка» поможет отстраниться от юношеских страданий либо поднять настроение. В целом, в наши дни романтизируются самые опасные вещи. Кроме наркотиков, к ним можно отнести алкоголь, эстетику бандитских 90-х, селфхарм и психические расстройства. Однако среди них самым популярным направлением можно назвать именно наркотические вещества.
Наслушавшись и насмотревшись подобный контент, некоторые подростки начинают считать, что нет ничего опасного в том, чтобы начать употреблять. По их мнению, раз главный герой сериала или музыкальный кумир занимались подобным, то они тоже должны попробовать. Среди молодежи «круто» и «хайпово» рассказать о запрещенном опыте, поделиться ощущениями. Странно, что романтизацию веществ начинают даже те, кто никогда не испытывал состояния «трипа». Это связано с тем, что тема наркотиков стала очень популярной в обществе. Делать вид, что ты «шаришь» за вещества — это нормально и даже делает тебя «особенным».
Почему так происходит, как с этим бороться и стоит ли запрещать сериалы и музыку подобного характера — в материале «Казанских ведомостей».
Наркоманка из сериала, не представляющая жизни без веществ
В январе этого года на экраны вышел 2-й сезон сериала «Эйфория», покоривший сердца российской молодежи. В картине идет речь о судьбе подростка Ру Беннетт, которая долгое время употребляет наркотики, а в прошлом сезоне лечилась в рехабе, однако покинув его, снова принялась за старое. Сериал в подробностях демонстрирует последствия и эффект «запрещенки» и показывает подросткам, что наркотики для героев — это обыденность и веселье.
На прошлой неделе активисты американской организации D.A.R.E. обвинили сериал «Эйфория» в пропаганде веществ. «К сожалению, HBO, социальные сети, обозреватели телевизионных программ и платная реклама называют данный сериал „новаторским«, вместо того чтобы признать потенциальные негативные последствия для детей школьного возраста, которые сегодня сталкиваются с беспрецедентными рисками и проблемами психического здоровья», — говорилось в их обращении.
Несмотря на негативный посыл сериала, количество его поклонников продолжает расти, а романтизация наркотиков набирает еще большие охваты. К примеру, вдохновившись «Эйфорией» русскоязычные «тиктокеры» запустили тренд, в котором подростки перевоплощаются и примеряют на себя образы героев сериала. Переходом от обыденного внешнего вида в более яркий служат движения, напоминающие способ употребления кокаина, который показан в сериале.
Как русские рэперы строят карьеры на теме наркотиков
Помимо «Эйфории», на романтизирование психотропных веществ можно наткнуться и слушая музыку. Современные исполнители настолько часто упоминают их количество и виды в свои треках, что сложно посчитать. В русском рэпе тема наркотиков одна из главных для написания альбомов.
«Отцом» таких песен является рэпер Алишер Моргенштерн, на которого постоянно обращают внимание правоохранительные органы. В июне прошлого года его обвинили в пропаганде запрещенных веществ в четырех видеоклипах на его песни, опубликованных ранее в интернете. Тогда полиция закрыла дело, но в ноябре прошлого года председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что по его мнению, рэпер Моргенштерн, по сути, торгует наркотиками в соцсетях. Побоявшись преследования, исполнитель покинул страну.
Самый известный казахский рэпер и кумир миллионов Скриптонит (Адиль Жалелов) упоминает разновидности веществ практически в каждом треке. В текстах его самых популярных песен можно прочесть такие строки как: «во мне пол-литра в доле с марихуаной» или «Москва любит экстази». Эти композиции «взрывали» чарты и продолжают быть на пике популярности до сих пор. Скриптонит не скрывал и того, что сам употрблял долгое время, особенно в период написания альбома «Дом с нормальными явлениями», который стал самым прослушиваемым в его карьере.
Если Скриптонит читает о наркотиках, то Кизару (Олег Нечипоренко) занимается распространение веществ не только в сети, но и в жизни. Он сбежал из родного города Санкт-Петербурга в Барселону, чтобы не оказаться в тюрьме за их распространение. Кроме того, каждая песня Олега про наркотики. В целом, его популярность среди молодежи строится только на том, что он рассказывает о мнимой «крутости» употребления. «В основном, я читаю про наркотики, про их продажу, потому что я с пятнадцати лет этим занимаюсь. Но трэп-культура как раз подразумевает все это», — говорит он в одном из своих интервью.
«Ограничив нежелательный контент, родители ничего не могут дать взамен»
Наркотики появились в литературе как не медицинский феномен, а культурный в начале 19 века. Именно поэтому нельзя сказать, что сейчас романтизации запрещенных веществ больше, чем раньше, считает врач психиатр-нарколог, психотерапевт Альфия Галиханова.
По ее мнению, книги, сериалы и и музыка очень влияют на культуру. «Точнее — это и есть культура», — отмечает эксперт. В свою очередь, она оказывает влияние на подростков, потому что детский мозг впитывает в себя то, что видит без особого осознания. Поэтому родители должны контролировать контент, который потребляют их дети.
«Часть мозга, которая должна отвечать за будущее, за понимание последствий своих действий полностью формируется к 25 годам. А пока что информация не особо фильтруется, точнее подросток не может в полной мере оценить риски от того или иного поведения», — объяснила врач.
Несмотря на то, что среди подростков активно пропагандируется тема наркотиков, не стоит полностью запрещать контент подобно рода. По мнению специалиста, запрет давно показал свою неэффективность. Ограничив подростку просмотр нежелательных сериалов, многие родители ничего не могут дать взамен. «Что вложить в мозг ребенка, помня о том, что его психику формирует его окружающая среда (родители, школа, друзья, улица)?» – задаетя вопросом эксперт.
Если сам родитель, выбирает для себя лучшие условия, заботясь о своем развитии и о своей «психически стабильной» жизни, о своих интересах, он учит и своих детей тому же и обеспечивает им среду, в которой нет места наркотикам.
«Однако в том случае, если мать и отец потребляют все примитивное, то и дети будут поступать таким же образом. А у кого им еще учиться?» — подчеркнула специалист.
«Круто — не наркотики, круто быть, как твой авторитет»
А что насчет причин романтизации? Для молодежи — это другой мир и другие рамки. По словам психотерапевта Альфии Галихановой, даже взрослым часто не хватает чего-то необычного в жизни, а для подростков, у которых жизнь вообще « в новинку«, испытать на себе все ее проявления, «возможности» и грани — это необходимый опыт.
По словам эксперта, просматривая сериалы, подобные «Эйфории, подростки считают, что смогут быть как герои того или иного фильма, в котором главным объектом веселья являются психотропные вещества. В силу того, что они не видят свое будущее и не могут прогнозировать его в полной мере, думают, что жизнь так красочна, как в кино, а из проблемы можно выйти сухим. К тому же, картина будущего строится на опыте — а опыта у детей еще очень мало, подчеркнула Галиханова.
«Поэтому и будущее (близкое к реальности) не вырисовывается, а просто заменяется доступными картинками и фантазиями», — добавила она.
Также подростки начинают популяризировать и обсуждать запрещенные вещества для того, что быть «как все» или наоборот «выделиться». Это два проявления «крутости» среди молодежи, отмечает специалист. Однако выбор «как все» или «выделиться» зависит от типа личности.
Важную роль в романтизации наркотиков играют и кумиры. К примеру, если любимый папа будет курить, герои фильмов, книг будут курить, то подростку покажется это классным.
«Круто — это не наркотики, круто — это быть, как кто-то для тебя авторитетный», — считает психотерапевт.
С музыкой такая же ситуация. К тому же, под определенные песни люди переживают множество ситуаций. Это запоминается и в будущем, слушая музыку, человек испытывает ностальгию. «А теперь представьте, что в этой музыке все о наркотиках… Вот вам и ностальгия», — рассказала врач.
«При запрете у подростка может увеличится интерес к веществам»
В подростковом возрасте у человека появляется стремление обзавестись атрибутами взрослости, с помощью самостоятельности показать всему миру, что он уже не ребенок. По словам практикующего психолога Майи Камаловой, существует множество позитивных путей, которые приблизили бы подростка к взрослому миру.
Однако иногда выбираются деструктивные пути, такие, например, как ранние сексуальные связи и употребление запрещенных веществ. Чтобы этого феномена избежать, необходимо наделять подростка самостоятельностью в решениях, относиться с уважением, видеть в нем личность, добавила специалист.
«К сожалению, мы живем в обществе, где романтизируется курение, употребление алкоголя и наркотиков. Через фильмы, сериалы и музыку», — отмечает она.
Подростки ищут общения, «сближения», хотят создать свое «комьюнити», где удовлетворяется потребность во внимании и поддержке, а запрещенные вещества могут быть объединяющим фактором, который так подкупает молодежь.
Манит также и элемент запрещенности. Молодой человек или девушка могут думать, что последствия обойдут их и вероятность их возникновения мала. А приходят к осознанию всей ситуации уже позже, подчеркивает Майя Камалова. У подростка, склонного к зависимому поведению в силу особого возраста или психологической структуры, могут наблюдаться отсутствие смыслов в жизни, непонимание себя, своих целей и ценностей.
«Именно поэтому есть часть подростков, на которых пропаганда деструктивной жизни скажется», — добавила эксперт.
Также у человека может быть предрасположенность к зависимому поведению, которая может актуализироваться под влиянием музыки и фильмов с нежелательным посылом. При отсутствии этой черты, подросток не окажется под влиянием особых песен и сериалов и подобного контента.
По мнению специалиста, не стоит запрещать просмотр кино и прослушивание альбомов с пропагандой наркотических веществ. При запрете у подростка наоборот может увеличится интерес к наркотикам.
Психолог убеждена, что к вопросу романтизации запрещенных веществ необходимо подходить комплексно: заниматься качественным психологическим просвещением, улучшать службу психологической помощи. Когда подростки будут осведомлены обо всех механизмах их индивидуального и группового функционирования, будут иметь опору в себе, сериалы и музыка не будут для них триггерными факторами.