Мелкий шрифт и навязанная страховка: чаще всего татарстанцы жалуются на услуги банков и автосалонов

Банки пытаются украсть подпись клиентов, а мошенники нажиться на «черной пятнице».

news_top_970_100

За 9 месяцев 2021 года в Роспотребнадзор республики поступило более 5 тыс. обращений потребителей о нарушении их прав. Из всего количества жалоб 60% были на качество предоставляемых в республике услуг, остальные 40% — это жалобы на некачественные или небезопасные товары.

Среди обращений на некачественные товары нет определенных тенденций. А вот в сфере услуг жалобы в основном поступают на деятельность банков и финансовых организаций, на нарушение прав потребителя при дистанционной торговле и на качество оказания бытовых услуг.

Чем чревато непрочтение мелкого шрифта в договоре и почему сэкономить в черную пятницу удается не всем, читайте в материале «КВ».

Банки оформят вашу электронную подпись и подпишут все необходимое им сами

Неспроста в этом ТОПе-3 по числу обращений лидируют банки. Почти 20% жалоб направлены именно на деятельность финансовых организаций. Как утверждает заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ Марина Трофимова, нарушения со стороны банков для их ведомства не новые. 

Главная уловка заключается в том, что организации, заключая с клиентами договор, включают в него свои дополнительные услуги за, разумеется, дополнительную стоимость. При этом информация о новых пунктах в договоре до граждан в надлежащем виде не доводится. 

Так, например, не все банки открыто говорят об условии страхования жизни при оформления кредита. Они априори включают этот пункт в бумагу, которую подписывает невнимательный клиент. Или как часто бывает, организация просто не указывает сумму дополнительных услуг, прописанных в договоре. 

«Сумма должна быть выражена в рублях, есть банки, которые указывают ее в процентном соотношении, а это является нарушением», — комментирует заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора.

Еще одним нововведением в деятельности банков является предложение клиенту оформить его электронную подпись. По мнению Трофимовой, никак иначе, кроме как уловкой, это назвать тяжело. Услуга абсолютно нелогичная, ведь если человек «сам дошел до офиса банка, он в состоянии и собственноручно подписать тот же кредитный договор».

Тем не менее, пользуясь правовой безграмотностью потребителей, менеджеры банков уговаривают их на оформление такой подписи. В этом случае сам менеджер от лица клиента подписывает договор, включая в него все дополнительные услуги, которые он посчитает необходимыми. Читать – выгодными для банка. 

Трофимова рекомендует при подписании любого договора внимательно его прочесть. И только в случае согласия со всеми его условиями подписать. Роспотребнадзор акцентирует, что бывает сложно доказать навязанность услуг, так как потребители сами очень слабо осведомлены в своих правах.

«Ваша подпись на договор ставится не случайно, она свидетельствует о том, что вы ознакомлены со всем текстом и выражаете согласия на эти условия. В случае, если вы поставили подпись, крайне сложно доказать, что банк свои дополнительные услуги вам навязал», — рассказала Трофимова.

Нередки случаи, когда человек, видимо, выбирая более низкую цену, передает деньги, не заключая договор вовсе. Чаще всего это происходит при оказании бытовых услуг. 

«Как можно доказать права потребителя, если договор вообще не заключен? Люди передают деньги и думают, что им все сделают качественно. А потом бывает так, что эту организацию и не найти», — добавляет начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ Розалия Арсланова.

По результату рассмотрения жалоб граждан на деятельность банков, Роспотребнадзор возбудил 310 административных дел с суммой штрафов на 4 млн рублей.

Но не всегда получается добиться справедливости в административном порядке. В таком случае правонарушения рассматриваются в суде. Так, в этом году потребителям Республики Татарстан банки выплатили 16,5 млн рублей. В том числе 1,5 млн за моральный вред.

Автосалоны попробуют навязать вам страховку

В этом году Роспотребнадзор также имеет большое количество обращений на недобросовестные действия автосалонов. Жалобы от жителей республики поступают практически на все площадки по продажи машин.

«Придя в автосалон, просто невозможно купить автомобиль в той комплектации, которую потребитель желает. Ему тут же навязываются дополнительное оборудование, более дорогостоящие версии самого автомобиля и дополнительные услуги, то же самое страхование», — обращает внимание заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора.

Она рассказывает, что нередко в погоне за более низкой ценой, покупатели не проверяют информацию о салоне. Советы Трофимовой в этой ситуации предельно просты. Прежде, чем повестись на желание сэкономить, нужно изучить отзывы о продавце и уточнить является ли автосалон официальные диллером. Обязательно, так же, как и в случае с банками, нужно внимательно читать договор купли-продажи.

«Если покупатель прочитал договор и менеджер ушел с ним куда-то, а потом вернулся для подписания, такой договор надо еще раз прочитать», — рекомендует Марина Трофимова.

«Черная пятница» — это не всегда про скидку

«Черная пятница» тоже может стать причиной обращения граждан в ведомство по защите их прав. Если у покупателей акция ассоциируется с выгодными приобретениями, то у сотрудников Роспотребнадзора с нарушением прав потребителей. 

В этот период людей в магазины привлекают выгодные цены. Причем, свои покупки они чаще всего делают через интернет-платформы из-за их удобства и доступности. Где нередко сталкиваются с мошенничеством со стороны продавца.

Поэтому перед тем, как кому-то дать данные своей карты, проверьте сайт, на котором собираетесь что-либо заказать, выясните контакты продавца, чтобы убедиться, что это действительно официальный интернет- представитель известного магазина. Также стоит изучить стоимость желаемого товара. По словам заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора часто бывает так, что на ценнике скидка есть, а по сравнению со вчерашней ценой товара — нет.

«Если вы приобрели товар на так называемых распродажах, у вас сохраняются все те же самые права, предусмотренные законом о защите прав потребителя, которое есть и в обычной жизни», — уточняет Трофимова.

То есть любой потребитель, независимо от магазина, в котором совершил покупку, вправе вернуть, обменять некачественный товар или в течении двух недель обменять тот, товар, который не подошел ему по размеру, расцветке и другим характеристикам.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100